О славном и сложном в драмах Ивана Кочерги
Родился Иван Антонович Кочерга 6 октября 1881 года в городке Носовка на Черниговщине в семье железнодорожного служащего, что обусловило частые переезды. Лишь в 1891 году их семья поселяется на постоянное место жительство в Чернигове, где в 1899 году он заканчивает гимназию. Затем едет в Киев и изучает право на юридическом факультете. По окончании университетских студий в 1903 году возвращается в Чернигов и служит чиновником в контрольной палате. С 1904 года выступает с театральными рецензиями на страницах черниговских газет. В 1910 году пишет первую пьесу (на русском языке) «Песня в бокале» (впервые поставлена в Харьковском Народном театре лишь в 1926 году в переводе П. Тычины под названием «Легенда о песне», пьеса успеха не имела).
Новая пьеса — «Девушка с мышкой» (на рус. языке, 1913) имела заметный, хотя и скандальный, успех. В 1914 году И. Кочерга переехал в Житомир. Пьесы на русском языке «Зубная боль сатаны» (1922) и «Выкуп (Свадебная поездка Маруси)» (1924) завершают определенный этап драматургического развития, в этот период творческой жизни писатель начинает писать на украинском языке.
1925 год — он завершает работу над пьесой «Фея горького миндаля». 1927 год — пишет новую пьесу «Алмазный жернов». 1928 год — несколько пьес, непосредственно связанных тематикой и проблематикой с тогдашней действительностью.
В этот период И. Кочерга с должности ревизора житомирской рабсельинспекции переходит работать литредактором в городскую газету «Рабочий», а впоследствии — в «Советскую Волынь». Он пишет комедию «Натура и культура» (1928), драму-феерию «Марко в аду» (1928) и ряд так называемых «кооперативных» пьес, типичных для 20-х годов агиток.
Представление «Марко в аду» в харьковском Червонозаводскому театре (режиссер В. Василько) имела успех, но к самой пьесе рецензенты отнеслись сдержанно.
В 1929 году в Житомире состоялись гастроли Второй государственной украинской оперы Правобережья (июль-август), театра украинской Музкомедии и драмы, под руководством Д. Гайдамаки (октябрь-ноябрь) и других коллективов и отдельных исполнителей. И. Кочерга, который, в предыдущие годы лишь изредка выступал в печати, активизирует свою критическую деятельность. С 14 июля по 9 августа 1929 года он печатает в газете «Рабочий» 11 лаконичных, но глубоких по содержанию рецензий на представления театра украинской оперы — это больше, чем за 1922 — 1928 годы.
Он пишет немало пьес: драматическая поэма «Свечкина свадьба» (1930; другое название «Песня о Свече»), водевиль «Лиза ожидает погоду…» (издан в 1931 году), пьеса «Мастера времени» (другое название «Часовщик и курица», 1933).
Драматическая поэма «Свечкина свадьба» была поставлена лишь в 1935 году в Запорожье и только после этого начала триумфальный ход по сценам десятков театров.
Пьеса «Мастера времени», невзирая на то, что сначала была отклонена украинским реперткомом, на Всесоюзном конкурсе драматургических произведений в 1934 года получила (под названием «Часовщик и курица») третью премию. 1934 год И. Кочерга переезжает в Киев, где погружается в активную общественную, критико-публицистическую и творческую работу. Продолжает художественную разработку проблемных философских вопросов, работает и над киносценариями, переводами.
С начала Великой Отечественной войны живет в Уфе, где редактирует газету «Литература и искусство» и работает в Институте литературы АН УССР. В этот период создает несколько небольших пьес, которые, временами остроумные, по-своему правдивые, не стали, однако, достижениями автора. Несколько позже написаны произведения «Чаша», 1942; «Достаточно протянуть руку», 1946. В одноактной пьесе «Зубная боль сатаны» реализован замысел, который автор записывал еще в 10-х годах.
Вернувшись в 1944 году в Киев, И. Кочерга пишет романтичную драму «Ярослав Мудрый» (1944, вторая редакция — 1946). Драма задумана как историческая трагедия, но некоторая идеализация самого образа князя не позволила автору добиться по-настоящему трагедийного звучания произведения. Как романтичная, драма «Ярослав Мудрый» является высоким достижением в украинской литературе. В послевоенные годы основные творческие силы писатель отдает работе над драматической поэмой о Т. Г. Шевченко «Пророк» (1948).
Умер Иван Антонович Кочерга 29 декабря 1952 года. Показав свой талант как мастер острого сюжета, в развитии которого очерчивалась определенная значимая авторская идея, драматург создал выдающуюся философскую драму — пьесу «Мастера времени». Историческими драмами «Свечкина свадьба», «Алмазный жернов» и «Ярослав Мудрый» он не только говорил о славном, хотя и сложном, нередко — тяжелом прошлом нашего народа, но и был созвучным своими мнениями, идеями и потребностям современному ему дню.
О славном и сложном в драмах Ивана Кочерги