О списках для чтения, или Как испортить детям лето
Близится лето — время свободы. У учителей, как водится, начинается непреодолимый зуд: что бы такое задать детям на лето? Чтоб не расслаблялись, не позабыли науки?
Математики дают десяток-другой «номеров», естественники — какой-нибудь «календарь погоды», учителя иностранного языка — очередную книжку по домашнему чтению. Ну а мы, словесники, конечно же, даем список литературы на лето. Впрочем, блиц-опрос коллег показал, что так поступают не все.
Да и сами списки выглядят по-разному: в одни включены только программные произведения, в другие — и дополнительная литература.
Я всегда даю своим ученикам на лето перечень тех произведений , которые входят в программу следующего учебного года, в том порядке, в каком мы затем будем их изучать. Жирным шрифтом в нем выделены те книги, которые лучше прочесть летом, поскольку они достаточно велики по объему. . Произведения, которые в программе идут «обзорно», помечены в списке звездочкой: кто интересуется, может прочесть, но в прожиточный минимум успевающего по предмету это не входит.
Что касается рекомендаций по самостоятельному чтению вне программы, то я их, как правило, в «списочном» виде не даю.
Первый урок нового учебного года в среднем звене начинается обычно с разговора о том, что Дети прочли за лето, что понравилось, что нет, почему.
Вспоминается урок в шестом классе. Ребята бойко рассказывают о своих впечатлениях, молчит только Юля.
— Юля, а ты что прочла летом?
— Я… ничего. Мама список потеряла.
— Ну… а вообще что ты летом прочла?
— Так я же вам говорю: мама потеряла список. Еще в самом начале лета.
— Да ладно, бог с ним, со списком. А что ты сама прочла, без списка?
Девочка делает огромные удивленные глаза.
— Как это — без списка? Ничего…
Когда я рассказала эту историю в другом классе и спросила, читали ли дети летом помимо данного им перечня, мне стали довольно убедительно говорить о том, что читать «без списка» гораздо интереснее. Уже сам налет обязательности, заключенный в «программности» книги, лишает чтение части обаяния.
Но мне кажется, что поставить перед ребенком и родителями задачу заранее все же необходимо. А там уж они сами решат, тратить драгоценные летние дни на чтение или отложить удовольствие на учебный год, рискуя что-то не успеть. История с Юлей заставляет задуматься, поскольку таких Юль, которые читают только по списку или не читают вовсе, с каждым годом становится все больше и больше.
Хотя в последнее время в душу стали закрадываться сомнения. Много ли мы достигаем своими «заданиями на лето»?
Вот свежий пример, также сопряженный с потерей списка. Будущий десятиклассник по обыкновению засунул врученную ему бумажку неизвестно куда и на мой сентябрьский вопрос, у кого нет перечня обязательной литературы, поднял руку.
— И что, ты летом ничего не прочел?
— Я все лето «Войну и мир» читал. Я помнил, что вы сказали, что это во время учебы точно не успеть… вот и читал. Мне хватило.
Выражение лица его было кислым.
Как выяснилось, он единственный в классе осилил Толстого. После чего в течение всего первого полугодия периодически подходил ко мне с вопросом: «Ну, скоро мы будем изучать «Войну и мир»? Я же забуду все!» И это было вполне резонно. Дело в том, что перечитать или даже пересмотреть что-то прочитанное летом ученики, как правило, ленятся. Прочитал — поставил в списке галочку — забыл.
В результате те, кто прочел «Отцов и детей» или «Обломова» летом, мало что помнят и выглядят менее убедительно, чем те, кто нервически перелистывал указанные учителем главы в ночь накануне урока.
Это, кстати, еще один вопрос: что творится с памятью у наших учеников? В последние два-три года у меня возникло ощущение, что я учу исключительно больных детей, которые не могут запомнить прочитанное накануне. Я точно знаю, что ученик прочел, скажем, Тургенева — но Одинцову от Кукшиной он отличить не может… При этом подростки прекрасно помнят бесчисленное количество героев, например, Толкина, а вот «классику», по их собственным словам, не запоминают.
Я же вспомнила свои — увы — не слишком успешные попытки осилить «Властелина колец»: никак не могла удержать в голове, кто кому кем приходится, и при вторичной встрече с героем не способна была вспомнить, что о нем уже говорилось ранее. Ведь человек запоминает то, что ему интересно и понятно. Мне было скучно читать эту книгу, поэтому я не могла ничего запомнить, а так как я не могла запомнить, мне становилось все скучнее.
Замкнутый круг!
А что такое для учащихся классическая литература? Это книги, написанные явно не по-русски
О списках для чтения, или Как испортить детям лето