О способах введения «чужой» речи в текст
-1 Болычева Е. М., Николенкова Н. В. Основное правило: чужая речь может вводится в текст двумя способами — на правах прямой речи которая функционирует как самостоятельная конструкция и на правах компонента Вашего предложения его главных / второстепенных членов, придаточных частей и т. д.. От того, какой способ выбран, зависит употребление знаков препинания и строчных / заглавных букв. ЧУЖИЕ СЛОВА ВВЕДЕНЫ КАК ПРЯМАЯ РЕЧЬ Особенности оформления прямой речи достаточно подробно описываются в учебниках и пособиях по русскому языку.
Чтобы не повторять известный всем текст, схематично покажем, какие правила при этом используются. Ситуации, требующие особого внимания, оговорим специально. Прямая речь стоит после слов автора СА: «ПР». Гоголь пишет о своем герое: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек».
Цитируемые прозаические строки принадлежат Н. В. Гоголю, стихотворные — А. С. Грибоедову.
Если чужая речь — повествовательное предложение и в конце необходимо поставить точку, то она выносится за закрывающую кавычку. СА: «ПР?!…» Чужая речь может закончиться вопросительным / восклицательным знаком или многоточием, которое употребляется, когда цитата приводится не полностью. Эти знаки ставятся перед закрывающей кавычкой; точка после кавычек в этом случае не нужна.
В конце поэмы «Мертвые души» Гоголь задает риторический вопрос: «Русь, куда ж несешься ты?» Во время немой сцены судья стоит с таким лицом, как будто хочет сказать: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
» Городничий недоволен состоянием присутственных мест в городе и выговаривает Ляпкину-Тяпкину: «У вас там… сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками…» СА: «…пр». Если цитирование осуществляется не с начала фразы, то после многоточия пишется строчная буква. Правило действует, когда соблюдается отраженный в схеме Порядок следования слов автора и прямой речи. Гоголь пишет: «…город никак не уступал другим губернским городам: сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных».
Прямая речь стоит до слов автора «ПР», — са. «Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор», — вымолвил Городничий.
Запятая должна стоять после, а не до кавычек. «ПР?!…» — са. «Как Ревизор?» — с ужасом реагируют на страшное известие чиновники. Запятой после закрывающих кавычек быть не должно. «…ПР», — са. Если прямая речь начинает собой предложение, но фраза цитируется не с начала, то после многоточия идет заглавная буква. «…Город никак не уступал другим губернским городам: сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных», — пишет Гоголь. «ПР» — так / вот что + са.
Следует учитывать, что запятая после прямой речи не ставится, если слова автора начинаются с оборотов так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как ответил и т. д. или если далее следует присоединительная конструкция.
В этом случае слова автора представляют собой характеристику прямой речи. «Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор» — так начинается комедия Гоголя / эта начальная фраза комедии стала крылатой.. Прямая речь прерывается словами автора «ПР, — са, — пр». «Речь его отрывиста, — пишет Гоголь о Хлестакове, — и слова вылетают из его уст совершенно неожиданно». Обратите внимание!
Слова автора разрывают одно цитируемое предложение, поэтому после слов автора стоит запятая, а далее цитата продолжается со строчной буквы. «ПР, — са. — ПР». «Я всякий день на балах, — продолжает Хлестаков свою речь.
— Там у нас и вист свой составился». В этом примере цитата состоит из двух фраз, что подчеркивается постановкой точки после слов автора и прописной буквой далее. «ПР?! — са. — ПР». «Русь! чего же ты хочешь от меня?
Какая непостижимая связь таится между нами? — спрашивает повествователь. — Какие звуки болезненно лобзают, и стремятся в душу, и вьются около моего сердца?» «ПР… — са, — пр». «Уж такое, право, доставили наслажденье…- сбивчиво благодарит Манилов своего гостя за визит, — майский день…именины сердца…» «ПР… — са. — ПР». «При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слезы ему блещут во всех очах…- описывает Гоголь судьбу счастливого писателя.
— Нет равного ему в силе — он бог!» Выбор между приведенными
О способах введения «чужой» речи в текст