О теме родины в поэзии Лермонтова
В поэме «Измаил-Бей» Лермонтов писал: Еще не знаешь ты, кто я. Утешься! нет, не мирной доле, Но битвам, родине и воде Обречена судьба моя. Эти слова можно было бы поставить эпиграфом к сочинению о теме родины в поэзии Лермонтова и с них начать вступительное слово. Слово «родина» почти никогда не звучало у Лермонтова в отрыве от слов «битва» и «воля», потому что, глубоко любя родную страну, поэт не мог оставаться равнодушным к ее положению и мечтал «погибнуть» «за счастье и славу отчизны своей». Из биографии Лермонтова учащиеся знают, что он с детских лет хорошо знал русский народ, любил родную природу, и постепенно детские ощущения перерастали у него в глубокое и осознанное чувство патриотизма, столь характерное для всех наших великих писателей.
Особенности патриотизма Лермонтова определяются условиями эпохи. Если начало XIX века вдохновляло на воспевание воинской доблести России, а начало 20-х годов позволяло видеть действительных героев, готовых на подвиг ради счастья родины, то в 30-е годы официальные идеологи исказили самое понятие «патриотизм», требуя от всех граждан Россия любить в ней «православие, самодержавие и народность». Поэтому в лирике Лермонтова естественно появляется противопоставление «казенного патриотизма» истинному чувству любви к отечеству. Лермонтов ненавидел самодержавный полицейский строй России, угнетение народа, и потому в его творчестве выражается осуждение официальной «немытой России»: «страны рабов, страны господ». По существу вся обличительная лирика Лермонтова-это тоже патриотическая лирика, проповедующая любовь к родине «враждебным словом отрицанья». Большое место в поэзии Лермонтова занимает и прямое выражение любви к родине. Оно заметно и в раннем творчестве, но особенную силу приобретает в последние четыре года жизни. В раннем творчестве проявляется прежде всего любовь к родной природе. Еоспевая ее, поэт с живейшей симпатией говорит и о простом народе. Мысли о родине неизбежно рождают у него мысль о свободе. В стихотворении «Прекрасны вы, поля земли родной» он пишет:
…степь раскинулась лиловой пеленой, И так она свежа, и так родня с душой, Как будто создана лишь для свободы.
Характерно, что уже в юношеских стихотворениях Лермонтов рисует картины деревенской, крестьянской России. Он вспоминает широкие села в утренней дымке, «кучи хижин небольших», «балалайки звук народный» («Солнце», «Романс», «Два брата»).
Завершением и итогом многолетних дум Лермонтова о своей стране явилось стихотворение «Родина». Это одно из лучших не только в лирике Лермонтова, но и во всей русской поэзии. Незадолго до ее создания Лермонтов пишет внешне противоположное по мысли и чувству стихотворение «Прощай, немытая Россия». В нем он без сожаления прощается с «официальной» Россией —темницей, где ни один человек не чувствует себя свободным и каждый может подвергнуться полицейской слежке. Николаевская Россия — это «страна рабов, страна господ». Вот почему она не вызывает любви и симпатии поэта. Иногда кажется, что Лермонтов осуждает и народ за его покорность (имеется в виду строчка: «И ты, послушный им народ». Но в этих словах скрывается не осуждение, а боль при мысли о том, что народ темен, не просвещен, что рабское положение выработало привычку покоряться силе. Почти в это же самое время Лермонтов высказывает аналогичную мысль в разговоре со славянофилом Ю. Т. Самариным. Самым, ужасным в положении России он считает, что в ней «огромное количество людей терпеливо страдает, а другое — страдает, не сознавая этого»1. Не обвинение народа слышится здесь, а боль, досада. Та же боль, какая слышна у Пушкина в стихотворении «Свободы сеятель пустынный». Пушкин с горечью пишет, что порабощенный народ привык к ярму и бичу, требование свободы для негоже. У Пушкина даже более резко, чем у Лермонтова, говорится о «послушном народе» как о стаде, не умеющем ценить «дары свободы». Вековая темнота, покорность крестьянства вызывали горькие мысли и у писателей 60-х годов. Например, Салтыков-Щедрин показывает забитого мужика, темного и покорного («Коняга», «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «История одного города»).
Интересно, что в стихотворении «Прощай, немытая Россия» Лермонтов ни разу не сказал слова «родина», как бы отказываясь считать николаевскую Россию своей отчизной. Но любовь к народу несомненна: не любя народа и родины, нельзя думать и писать о них с такой искренней болью. Отрицая официальную николаевскую Россию, Лермонтов в стихотворении «Родина» обращает свой взор к другой отчизне. Стихотворение «Родина», кроме первой строфы, ясно по мысли, основной смысл его доступен учащимся. Поэтому не следует слишком подробно анализировать стихотворение на уроках, т. к. это может разрушить эмоциональную приподнятость, которая возникает после чтения стихотворения.
О теме родины в поэзии Лермонтова