О художественных текстах с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Орфографических правил, связанных с написанием корней, приставок, суффиксов и окончаний, много. Но главный, ведущий принцип — один. Рассмотрим примеры.
Почему в слове вода в корне пишется о, а в слове трава — а? Почему разные окончания в существительном: от деревни и к деревне? Почему следует писать дуб, но суп? Ведь слышен один и тот же звук [п].
Почему грустный пишется с буквой т, а вкусный без нее? Кажется, здесь разные орфографические правила, однако объединить их можно на основе ведущего принципа орфографии, который требует, чтобы пишущий:
1) не доверял слуху и не писал так, как слышит;
2) проверял сомнительные написания;
3) помнил, что проверка возможна только в той же морфеме ;
4) умел правильно подобрать проверочное слово. Главное, знать сильные позиций: для гласных — это положение под ударением, а для согласных — перед гласными и передо, л, м, н, в. Помня об этом, можно легко проверить все при — веденные выше примеры: вода — воды, трава — травы, от деревн^ — от реки, к деревн^ — крем^, дуб — дубы, суп — супы, грустный — грустить, вкусный — вкусен. Так же можно проверить и написание суффиксов и приставок.
Какая буква пишется в суффиксе слова пер.-стый? Слово пер..стый обозначает «состоящий из перьев», «похожий на перья». Такой же суффикс есть в словах: каменистый, лучистый, зернистый. Следовательно, надо писать букву и — перистый. Липовый или липавый?
Проверяем: сосновый, еловый. То же и в приставках. Почему приставка за — пишется через а, а по — — через о? Говорят, надо запомнить, что приставок зо — и па — не бывает . Попробуем проверить: затемно, засветло — под ударением а’, поезд, похороны, почерк — под ударением о. Приставка с — в словах сделать, сбросить. Сгнить звучит как з, но если поставить ее в сильную позицию, то станет ясно, что приставки з — в русском языке нет: сломать, срезать, сорвать, связать.
Таким образом, все правила имеют одинаковые основания. Они и определяют ведущий принцип русской орфографии. Такой принцип, когда звук проверяется сильной позицией, называется морфологическим.
Этот принцип самый удобный для русского письма.
В русском языке среди множества словообразовательных суффиксов существует группа суффиксов субъективно-эмоциональной оценки. Они придают слову разнообразные дополнительные значения : уменьшительность, уничижительность, увеличительность, презрительность, ласкательность и т. п. Слова с такими суффиксами нередко используются в художественных произведениях разных жанров. Чаще всего слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами встречаются в фольклоре. Они придают речи русский колорит, напевность, выражают отношение автора к изображаемому. Это заметно в самих названиях, например, сказок: Крошечка Хаврошечка; Снегурочка; Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
В этих формах проявляется доброта и сердечность русского народа. Современный поэт В. Гордейчев так отметил эту особенность русского языка:
Слова звенят звоночками,
То ечками, то очками. В. Боков также обращает внимание на это явление:
Он лошадь называл — лошадушка,
Овцу он величал — овечушка,
Жену приветствовал: Душа моя,
Скажи мне доброе словечушко!
В былинах можно обнаружить обилие форм с суффиксами субъективно — эмоциональной оценки:
Идолище поганое, коровище обжористо,
Закатилось красное солнышко
За горушки высокие; за моря широкие
Кобылка у ратая соловая,
Сошка у ратая кленовая,
Гужики у ратая шелковые.
А. С. Пушкин, следуя народной традиции, в своих сказках также использовал слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила.
Н. А. Некрасов с помощью этих форм изображает горькие переживания Орины, матери солдатской, потерявшей сына:
Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек!
И погас, он, словно свечечка,
Восковая, предыконная…
Умело использует слова с суффиксами субъективно-эмоциональной оценки М. Е. Салтыков-Щедрин для характеристики лицемера Иудушки Головлева. Его речь неискрення, слащава: Кому нехорошо, а нам и горюшка мало. Кому темненько да холодненько, а нам и светлехонько, и теплехонько.
Сидим да чаек попиваем. И с сахарцем, и со сливочками, и с лимопцем. А захотим с ромцом, и с ромцом будем пить…Лицемер Иудушка поучает своих ближних жить праведно: А именьице-то какое было: кругленькое, пречудесное именьице! Вот кабы ты повел себя скромненько да ладненько, ел бы ты и говядинку, и телятинку, а не то так и соусцу бы приказал.
И всего было бы у тебя довольно: и картофельцу, и капустки, и горошку… Поэт И. Северянин с помощью форм субъективной оценки передает особенности детской речи: В парке плакала девочка:
Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки
Переломана лапочка.
Я возьму птичку бедную
И в платочек укутаю…
Как видим, слова с суффиксами субъективной оценки, активно используемые авторами в произведениях художественной литературы, выполняют разные функции в зависимости от тех задач, которые ставит автор.
О художественных текстах с уменьшительно-ласкательными суффиксами