О жанре «Войны и мира»
Проблема жанровой формы «Войны и мира», а в связи с этим и жанровой традиции, которая с «Войной и миром» связана, — одна из сложнейших в академическом литературоведении. Естественно, в школьном преподавании словесник также испытывает здесь значительные трудности. Сегодня свои подходы в работе с вечной книгой предлагает опытнейший учитель литературы, наш постоянный автор Лев Иосифович Соболев.
Печатаем главу из его исследования — предназначенного для школьников, педагогов, студентов путеводителя по «Войне и мире», который готовится к выпуску в новой серии «Медленное чтение» Издательства МГУ.
Напомним: жанр — исторически сложившийся, устойчивый, повторяющийся тип произведения; по выражению М. М. Бахтина, жанр — память литературы. Мы без труда понимаем различия между стихотворениями Тибулла, Батюшкова и, например, Кибирова; труднее понять, что у всех трех поэтов мы читаем Элегии, то есть в их стихах мы встречаем сожаления об утратах, грусть по поводу невозвратимых радостей или тоску неразделенной любви. Но именно эти мотивы и делают элегию элегией, именно они напоминают о непрерывности поэтического движения, о «блуждающих снах чужих певцов» — «блаженном наследстве», оставленном поэтам и читателям.
30 сентября 1865 года Толстой записывает в Дневнике: «Есть поэзия романиста в картине нравов, построенных на историческом событии — Одиссея, Илиада, 1805 год». Обратим внимание на тот ряд, в который попадает толстовское сочинение : это две гомеровские поэмы, самый бесспорный пример жанра эпопеи.
Известна горьковская запись признания Толстого о «Войне и мире»: «Без ложной скромности — это как «Илиада»» . В 1983 году в журнале «Сomparative Literature» была напечатана статья «Толстой и Гомер»
О жанре «Войны и мира»