Обломов и обломовщина как явление русской жизни
…Один из самых лучших романов нашей литературы. М. Горький В чем состояла причина огромного успеха «Обломова», почему роман И. А. Гончарова был воспринят не только как литературное, но и общественное событие? На этот вопрос с предельной убедительностью, ясностью и глубиной ответил Добролюбов. В истории Обломова, писал он, «отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины. Слово это — обломовщина.
В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим нечто большее, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени». Время появления романа было в высшей степени знаменательным. Страна после позорного поражения русского царизма в Крымской войне стояла в преддверии крупных общественных перемен. Самодержавно-крепостнический строй переживал острый кризис.
Даже правительству ясна была необходимость незамедлительного уничтожения крепостного права. Об этом историческом периоде А. И. Герцен писал: » Новое время сказалось на всем: в правительстве, в литературе, в обществе, в народе. Много было неловкого, неискреннего, смутного, но все чувствовали, что мы тронулись, что пошли и идем». Но царское правительство отнюдь не собиралось в предстоящих реформах сколько-нибудь серьезно облегчить положение обездоленных трудовых масс.
Речь шла о том, чтобы как можно искуснее, хитрее обмануть народ, соблюсти коренные интересы господствующих классов — помещиков и нарождавшейся буржуазии. Истинными защитниками народных интересов выступали в этой сложной обстановке лишь революционные демократы во главе с Чернышевским и Добролюбовым. На страницах «Современника» они разоблачали обманный характер подготавливаемой реформы и стояли за революционное изменение действительности, хотя открыто о крестьянской революции, о ее подготовке они, конечно, говорить не могли. Выступая в защиту народных масс, за коренные преобразования в стране, революционеры-демократы широко обращались к передовой русской литературе. «Мертвые души» Гоголя, «Записки охотника» и романы Тургенева, «Губернские очерки» Салтыкова-Щедрина, стихотворения и поэмы Некрасова давали огромной силы материал для критики существующего порядка, будили сочувствие к положению народа, звали на решительные действия.
В этот ряд лучших произведений литературы, способствующих росту самосознания русского общества, был поставлен и роман Гончарова «Обломов». Глубокий социальный смысл образа Обломова и всей обломовщины был вскрыт Добролюбовым. Он показал, что подобные уродливые явления есть порождение крепостнического строя, паразитизма, основанного на помещичьих привилегиях и даровом труде крепостных. Уже в наше время известный литературовед Н. К. Пиктов, характеризуя социальную среду Обломова, писал: «Это — деревенское, уездное, степное, среднее или даже мелкое дворянство… это были дворяне, помещики, то есть люди, владеющие землей и крепостными, обеспеченные подневольным чужим трудом, тем самым освобожденные от необходимости лично работать, огражденные законом в своих сословных привилегиях.
На этой хозяйственной основе строилась своеобразная бытовая и психологическая жизнь, вырастало особое миросозерцание».
Обломов и обломовщина как явление русской жизни