Обломов — пассивный протест против окружающего зла
Все это мертвецы. Спящие люди,
Хуже меня, эти члены света и общества!
И. Гончаров. Обломов
Творческая индивидуальность Гончарова проявилась во всех написанных им произведениях, с особенной же силой вспыхнула она в романе «Обломов»: «…Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что близко видел и знал — словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало». В романе «Обломов» Гончаров с помощью образа главного героя, чье имя сегодня стало нарицательным, сумел не только отразить реальную жизнь в ее богатых проявлениях, но и побудить читателя к размышлениям, помочь ему разобраться в сложных переплетениях действительности.
С первых страниц у нас складывается определенное впечатление о герое. Обломов — «человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи… С лица беспечность переходила в позы всего тела. Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли согнать с лица мягкость…» Благодаря этому портрету можно представить себе и внутреннюю сущность Обломова — человека доброго, мягкого, но ленивого, апатичного, безвольного.
Далее в романе мы находим подтверждение этим мыслям: начиная с неумения и нежелания навести Порядок в своей комнате и заканчивая беспорядком в его личной жизни, когда во всеобщем хаосе даже необходимость решения обыденных вопросов вызывает беспомощную растерянность.
Как же человек с замечательными задатками в прошлом и чудесной чистой душой и богатым сердцем в настоящем попал в этот пыльный и липкий плен самоублажения, эгоизма, закрытости от реальной жизни?
С самого детства главный герой стал невольной жертвой всепоглощающего и практически непобедимого явления — обломовщины. Все побуждения ребенка к самопознанию и познанию окружающего мира, стремление к самостоятельности пресекались не только любвеобильными родителями, но и всей средой, в которой рос мальчик. Здесь боялись всего, что помогает человеку развивать свои лучшие внутренние качества: труда, инициативы, сильных чувств, всего нового и непопулярного.
Попытки Обломова бороться с окружающим его «глубоким сном» останавливались, не успев перерасти в поступки, действия. И все же Обломов сумел подняться над обломовщиной, он сохранил нравственную чистоту и доверчивость, получил образование, даже служил когда-то. Однако часто чувство внутренней свободы, вынесенное из глубин детства и юности, не находило поддержки в действительной жизни: «Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразнивание…
Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видел, никто не указал мне этого… во мне был заперт свет… но только сжег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас». Мы видим, что Обломов предельно честен и откровенен перед собою. Что же за обстоятельства помогли развить в нем подобную самокритичность?
На службе Обломов довольно быстро понял, что все здесь заняты не исполнением служебных обязанностей, не честным служением делу, а «игрой дурных страстишек», «перебиваньем друг у друга дороги», бестолковым перекладыванием бумаг. Служба, лишенная человеческого взаимопонимания, была бессмысленна для Обломова, поскольку он не нуждался в деньгах. Окружающие его деловые люди, преследующие лишь корыстные цели, не выбирающие достойных средств для их достижения, чужды нравственным идеалам Обломова, так же как и жизнь, посвященная наживе и беспринципному подъему по служебной лестнице: «А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает. А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства, — зачем это?»
В женщинах, способных любить за деньги, друзьях, мечтающих только о карьере, можно увидеть все тех же обломовцев, только живущих по законам высшего света: «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» Тонко чувствующий, добрый и бескорыстный герой романа ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку», — и не находит его.
Именно поэтому можно считать лень и апатичность Обломова, его отворачивание от реальной жизни пассивным протестом против всего зла, окружающего его в действительности. И все же он становится жертвой, рабом этого зла, поскольку не может уже принимать волевых решений, самостоятельно распоряжаться собственной жизнью. Он плывет по течение, наблюдает, а не действует.
Я считаю, что проблемы, затронутые Гончаровым в романе «Обломов», и сегодня делают это произведение актуальным и интересным, а это, безусловно, говорит как о гениальности писателя, так и о многоплановости произведения.
Обломов — пассивный протест против окружающего зла