• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Обломов — пассивный протест против окружающего зла

 

Обломов — пассивный протест против окружающего зла

Все это мертвецы. Спящие люди,

Хуже меня, эти члены света и общества!

И. Гончаров. Обломов

Творческая индивидуальность Гончарова проявилась во всех написанных им произведениях, с особенной же силой вспыхнула она в романе «Обломов»: «…Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что близко видел и знал — словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало». В романе «Обломов» Гончаров с помощью образа главного героя, чье имя сегодня стало нарицательным, сумел не только отразить реальную жизнь в ее богатых проявлениях, но и побудить читателя к размышлениям, помочь ему разобраться в сложных переплетениях действительности.

С первых страниц у нас складывается определенное впечатление о герое. Обломов — «человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи… С лица беспечность переходила в позы всего тела. Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли согнать с лица мягкость…» Благодаря этому портрету можно представить себе и внутреннюю сущность Обломова — человека доброго, мягкого, но ленивого, апатичного, безвольного.

Далее в романе мы находим подтверждение этим мыслям: начиная с неумения и нежелания навести Порядок в своей комнате и заканчивая беспорядком в его личной жизни, когда во всеобщем хаосе даже необходимость решения обыденных вопросов вызывает беспомощную растерянность.

Как же человек с замечательными задатками в прошлом и чудесной чистой душой и богатым сердцем в настоящем попал в этот пыльный и липкий плен самоублажения, эгоизма, закрытости от реальной жизни?

С самого детства главный герой стал невольной жертвой всепоглощающего и практически непобедимого явления — обломовщины. Все побуждения ребенка к самопознанию и познанию окружающего мира, стремление к самостоятельности пресекались не только любвеобильными родителями, но и всей средой, в которой рос мальчик. Здесь боялись всего, что помогает человеку развивать свои лучшие внутренние качества: труда, инициативы, сильных чувств, всего нового и непопулярного.

Попытки Обломова бороться с окружающим его «глубоким сном» останавливались, не успев перерасти в поступки, действия. И все же Обломов сумел подняться над обломовщиной, он сохранил нравственную чистоту и доверчивость, получил образование, даже служил когда-то. Однако часто чувство внутренней свободы, вынесенное из глубин детства и юности, не находило поддержки в действительной жизни: «Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразнивание…

Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал, не видел, никто не указал мне этого… во мне был заперт свет… но только сжег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас». Мы видим, что Обломов предельно честен и откровенен перед собою. Что же за обстоятельства помогли развить в нем подобную самокритичность?

На службе Обломов довольно быстро понял, что все здесь заняты не исполнением служебных обязанностей, не честным служением делу, а «игрой дурных страстишек», «перебиваньем друг у друга дороги», бестолковым перекладыванием бумаг. Служба, лишенная человеческого взаимопонимания, была бессмысленна для Обломова, поскольку он не нуждался в деньгах. Окружающие его деловые люди, преследующие лишь корыстные цели, не выбирающие достойных средств для их достижения, чужды нравственным идеалам Обломова, так же как и жизнь, посвященная наживе и беспринципному подъему по служебной лестнице: «А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает. А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства, — зачем это?»

В женщинах, способных любить за деньги, друзьях, мечтающих только о карьере, можно увидеть все тех же обломовцев, только живущих по законам высшего света: «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» Тонко чувствующий, добрый и бескорыстный герой романа ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку», — и не находит его.

Именно поэтому можно считать лень и апатичность Обломова, его отворачивание от реальной жизни пассивным протестом против всего зла, окружающего его в действительности. И все же он становится жертвой, рабом этого зла, поскольку не может уже принимать волевых решений, самостоятельно распоряжаться собственной жизнью. Он плывет по течение, наблюдает, а не действует.

Я считаю, что проблемы, затронутые Гончаровым в романе «Обломов», и сегодня делают это произведение актуальным и интересным, а это, безусловно, говорит как о гениальности писателя, так и о многоплановости произведения.



Обломов — пассивный протест против окружающего зла

Другие сочинения по теме:

  1. Роль художественной детали в романе «Обломов» Обломов Гончаров И. А Роль художественной детали в романе «Обломов» Роман И. А. Гончарова «Обломов» — это роман о движении и покое. Автор, раскрывая...
  2. Вечные образы в романе «Обломов» Обломов Гончаров И. А Вечные образы в романе «Обломов» Вечные образы — персонажи литературных произведений, которые вышли за рамки произведения. Они встречаются в других...
  3. Протест против насилия Сочинения по литературе: Протест против насилия И НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»» (1) Во все времена были люди,...
  4. Протест против войны в романе Хемингуэя «Прощай, оружие!» Соединенные Штаты Америки не так сильно пострадали от первой мировой войны, как большинство европейских государств: сама территория Соединенных Штатов задета...
  5. «Без Ольги Ильинской и без ее драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем»; (по роману И. А. Гончарова «Обломов»;) Обломов Гончаров И. А «Без Ольги Ильинской и без ее драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем»...
  6. Вопросы и ответы к роману И. А. Гончарова «Обломов» 1. Какие вещи стали символом «обломовщины»? Символами «обломовщины» стали халат, домашние тапочки, диван. 2. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку?...
  7. Протест против тоталитаризма в пьесах Брехта Во второй половине 1930-х годов Б. Брехт пишет пьесу с несколько декларативным названием: «Страх и нищета в Третьей империи». В...
  8. Главный протест против угнетения человека человеком Урок с элементами театрализации Публикуем одну из первых работ, пришедших на наш конкурс «Как я преподаю трудную тему». Отрадно, что...
  9. Новелла Проспера Мериме «Таманго» — протест против бесчеловечности работорговли Новелла «Таманго», написанная в 1829 году, продолжала тему, распространенную в передовой французской литературе — колонизаторской деятельности белых и угнетения негров....
  10. Женские образы в романе «Обломов» Сюжетную основу романа И. А. Гончарова » Обломов» составляет история любви главного героя к Ольге Ильинской. С ее появлением на...
  11. Гончаров «Обломов» — сочинение «Сюжет и композиция романа «Обломов»». Краткое изложение текста Н. А. Добролюбов в статье «Что такое Обломовщина?» пишет о сюжете и композиции романа: «Он, если хотите, действительно растянут. В...
  12. Два лика любви в романе И. А. Гончарова «Обломов» Роман И. А. Гончарова «Обломов» — классика русской литературы. В этом романе перед нами предстает два лика любви. Первый —...
  13. Потрет как средство создания образа в романе «Обломов» Гончаров в чем-то продолжил гоголевские традиции. И этим «чем-то» являются описания. Автор романа тщательно вырисовывает словом, как художник кистью, пейзажи,...
  14. Штольц как антипод обломова в романе И. А. Гончарова «Обломов» Сочинения по литературе: Штольц как антипод обломова в романе И. А. Гончарова Обломов Произведения И. А. Гончарова получили широкую известность...
  15. Илья Ильич Обломов в романе И. А. Гончарова «Обломов» План. 1. Вступление. Тема маленького человека в русской литературе. 2. Краткая характеристика Обломова. Каким он кается на первый взгляд. 3....
  16. Любовь в жизни Обломова. Обломов и Агафья Пшеницына Отношения между Обломовым и Агафьей Пшеницыной были дружеские. Обломов видел, что хозяйка участвует в его делах, и предложил ей заняться...
  17. Какие чувства во мне вызывает Обломов? Главный герой романа Гончарова — Илья Ильич Обломов. Это человек «лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с...
  18. Критика романа «Обломов» И. А. Гончарова Мало кто из героев русской литературы истолковывался столь противоречивым образом, как Обломов. Широко известна точка зрения Н. А. Добролюбова ,...
  19. Идейно-композиционные особенности романа И. А. Гончарова «Обломов» В центре романа Гончарова «Обломов» — сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова. В первой части романа изображаются кажущиеся...
  20. Художественное своеобразие романа Гончарова «Обломов» В романе «Обломов» Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть...
« Гимн, посвященны Русской земле, русскому народу
Краткое изложение Современники Николай Некрасов »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения