Образ автора в романе «Война и мир»
Роман «Война и мир» охватывает пятнадцать лет из жизни России и Европы, он насыщен военно-историческими событиями, широкими бытовыми картинами. И во всем, что изображено в произведении, проявляется личность автора. Критерий нравственности в оценке событий, явлений, действий, поступков героев — определяющий. Толстой не только с потрясающей достоверностью изображает исторические события, но и выражает свое отношение к ним, делает теоретические выводы.
В центре романа — изображение войны и мира как противоестественного и естественного состояния жизни людей. В начале своей творческой деятельности Толстой признавался, что его всегда интересовала война, но не как «комбинация действий великих полководцев», а как «самый факт убийства» одних ни в чем не повинных людей другими.
Писатель отрицал войну как явление, противное человеческому разуму, горячо спорил с теми, кто находил «красоту ужаса» в войне. Эти взгляды отражены в романе «Война и мир». Так, при описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель-пацифист. Одного из героев романа, Николая Ростова, присутствующего на торжествах в Тильзите, где происходила встреча Александра I и Наполеона, «мучают страшные сомнения; для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?»
При описании войны 1812 года Толстой переходит на позиции патриотизма. Война 1812 года предстает в изображении писателя как война народная. Толстой убежден, что эту войну выиграл народ. Автор создал множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение.
Толстой показал мужество народа, его истинный героизм и патриотизм, добродушие. В самых тяжелых условиях он не теряет чувство юмора. Так, на батарее Раевского, месте, где, по словам Толстого, сложилась самая тяжелая обстановка, во время боя «краснорожий» солдат сопровождает шуткой полет каждого снаряда: «Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила».
Народу в полной мере присущи сердечность и доброта. Солдата, который вздумал пошутить над пленными французами, обрывают: «Что врешь нескладно!» Так из отдельных образов складыва — ется единый образ народа-богатыря. Автор не только описывает народный подвиг в войне 1812 года, но и анализирует истоки этого подвига.
Народному патриотизму в романе противопоставлен лжепатриотизм светской знати, основная цель которой — ловить «кресты, рубли, чины»; пылкие же фразы и рассуждения светских законодателей о судьбах России и Европы являются притворством и отвратительной рисовкой. Толстого, как истинного философа, всегда волновала проблема роли личности в истории, и поэтому он так полно и выразительно осветил ее в своих произведениях. В «Войне и мире» он рассматривает ее на примере двух исторических личностей: Кутузова и Наполеона. Кутузов в романе является выразителем народной мудрости, сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. Поведение Кутузова — естественно, автор постоянно подчеркивает его старческую слабость (тяжело ходит, тяжело садится на лошадь). Поведение же Наполеона неестественно. Достаточно вспомнить эпизод с портретом сына, когда Наполеон «подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности».
Развенчивая личность Наполеона, автор параллельно разоблачает взгляды Наполеона, в частности его стремление к личной славе и величию. Толстой осуждает князя Андрея, который говорит в начале романа: «Я ничего так не люблю, как только славу… Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно». Не случайно позднее писатель приведет своего героя к полному разочарованию в Наполеоне. Подчеркивая бессмысленность военных распоряжений Наполеона, сравнивая его с ребенком, сидящим в коляске, который дер — жится за веревочки и воображает, что правит ею, Толстой отрицает талант Наполеона, превращает его в обычного человека.
Главной, определяющей, силой войны Толстой считает «дух народа». Мысль эта высказывается князем Андреем перед боем, когда он понимает, что исход сражения зависит от того, какие чувства будут в нем, Тимохине, в каждом солдате. Полное отрицание роли личности в истории приводит к тому, что в романе появляются элементы фатализма.
Понятие «мир» у Толстого значительно шире, чем «мир» как противопоставление войне. «Мир» для него — это все человечество, состоящее из разных коллективов. Художник утверждает идею единения в «мире» («миром все сделаем»). В романе писатель показывает, что основные «противоречия в мире» — социальные, прежде всего между помещиками-аристократами и их крестьянами, и нрав — ственные: как между различными людьми (противоречия во взглядах, в жизненной позиции (князь Андрей и Анатоль Курагин), так и внутри самого человека (Долохов — его нежное отношение к матери и сестре, стремление найти женский идеал и жестокость в отношении к Ростову и Пьеру).
Лев Николаевич Толстой — великий художник, и, возможно, именно поэтому он был и великим гуманистом. Гуманизм писателя проявился в изображении правды жизни, осуждении жестокости на войне и в мире. Он глубоко верит в человека, в его преобразующую роль в обществе. Гуманизм автора проявился и в следующем утверждении: «Цель художника… в том, чтобы заставить людей любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых всех ее проявлениях».
Для Толстого красота и величие жизни — прежде всего в ее многообразии, в переплетении горя и радости, в извечном человеческом стремлении к счастью. Он любит Наташу Ростову за то, что она переполнена силой жизни и умеет возродиться после стыда, обиды и горя к жизни, к новым радостям. Это естественное качество человека, осуждать его за это нельзя.
Образ автора в романе «Война и мир»