Образ Бочкаревой
Образом Бочкаревой (в настоящем заведующей горздравотделом, а в прошлом председателя кондитерского объединения) Корнейчук открыл в своем творчестве галерею комедийных персонажей. Человек не на своем месте. Так ли редко это случается? Героиня «кипит», «подтягивает» «серый народ» (т. е. врачей), «реагирует» с утра до ночи, ничего не понимая ни в медицине, ни в людях.
Истинная сущность Бочкаревой раскрывается приемом саморазоблачения, часто используемым сатириками.
Тип пьесы, близкой к классическим традициям психологической и бытовой драмы, разрабатывает Александр Афиногенов. Конфликты времени драматург раскрывает на примерах судьбы одного или нескольких персонажей. А. Афиногенов показал себя мастером лирико-психологической драмы с присущими ей четко проявленными конфликтами характеров и углублением в мир человеческой души. Причем проявляется это не в спорах и дискуссиях, а прежде всего в действии. Массовые сцены, широкая панорама эпохи — черты, присущие пьесам Вс. Вишневского и Н. Погодина,- здесь отсутствуют.
Конфликт, построенный на противостоянии различных жизненных позиций, выявляющий меру ответственности, долг интеллигенции перед своим народом (впервые отчетливо прослеживается драматургом в «Чудаке»), в пьесе «Страх» (1930) разрешается в острых и сложных обстоятельствах. Столкновение идей, классовая борьба в науке — вот что движет сюжет «Страха».
В центре пьесы — директор института профессор Бородин, человек незаурядного мужества, благородный, с большим темпераментом. Приверженец «чистой науки», науки вне политики, он ставит себя в оппозицию к существующему строю, утверждая, что «способы управления и руководства людьми в социалистической стране неприемлемы». Бородин готов доказать свою формулу с помощью теории физиологических стимулов, согласно которой поступки людей обусловлены чувством страха, голода, любви и гнева, а отнюдь не социально-историческими, классовыми мотивами. Драматическая кульминация — доклад профессора и резкая, страстная отповедь со стороны Клары Спасовой, старой большевички, этой идеалистической теории. Именно она, человек большого сердца и ума, настойчиво, но тактично помогает молодым ученым Елене Макаровой и Хусаину Кимбаеву усваивать нравственные принципы социализма.
Противоречивость взглядов и поведения Бородина — прокламируемая аполитичность, а на деле определенная оппозиция, его проповедь «чистой науки» и тенденциозная подборка фактов для доказательства своей концепции — ведет к далеко не однозначным последствиям. Под прикрытием авторитета ученого в институте свивает гнездо контрреволюционная группа, в которой самую активную роль играют его ученики и сотрудники. Однако Бородин отнюдь не из тех, кто не умеет видеть и слышать время. Медленно, но неотвратимо происходит переоценка ценностей. Бородин не пытается переложить ответственность за события в институте на других, напротив, он в полной мере готов ответить за все сам. И в своем раскаянии, и в стремлении работать с народом и для народа он так же честен, открыт, как и в начале пьесы, когда руководствовался противоположной точкой зрения. Заключительные слова Бородина: «…я пойду к тем, кто властно требует ключей от всех кабинетов, и отдам им все свои ключи» — не оставляют сомнения в искренности ученого.
Образ Бочкаревой