Образ бунтаря в поэзии Маяковского
В. В. Маяковский жил и писал в эпоху больших перемен. В стране были постоянные волнения, менялась власть, происходили революции. Безусловно, все это не могло не отразиться на творчестве поэта. На протяжении всего творческого пути Маяковский утверждал идеи справедливости, мира, равенства, творческой и личной свободы. К сожалению, в окружающем мире поэт не видел подтверждения своим идеалам.
Поэтому он, со всей силой своей энергии и таланта, бунтовал и пытался «достучаться» до сердец и душ людей. В ранний период творчества лирический герой поэта — это бунтарь-пессимист. Но из всех сил стремится что-то сказать людям, но его никто не слушает. Поэтому из его уст вылетает крик-отчаяние: Душа не хочет немая идти, А сказать кому?
Поэт пытается сказать людям о необходимости перемен, прокричать о том, что они несчастны. Ведь страной управляют люди, с которых стекает «обрюзгший жир». Несмотря на это, герой не опускает руки и смело выражает свой протест, хотя и ощущает себя «гласом вопиющего в пустыне»: Если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется — и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я — бесценный слов транжир и мот. Все бунтарское настроение ранний лирический герой Маяковского направляет на воодушевление людей, на их пробуждение, на освобождение их от гнета буржуазного общества, которое не дает свободно любить, жить, творить. Поэт в стихотворении «Эй!» призывает: Возьми и небо заново вышей, новые звезды придумай и выставь, чтоб, исступленно царапая крыши, в небо карабкались души артистов.
Но такой оптимистический настрой раннего героя часто сменяется овладевающей им безнадежностью от неспособности пробудить людей от тяжелого сна пассивности. Об этом он пишет в стихотворении «Скрипка и немножко нервно»: Я вот тоже ору — а доказать ничего не умею! С приходом революции, которую, как главного избавителя от людских страданий, ждал поэт, меняется и настроение лирического героя. Теперь его бунтарский характер проявляется в смелых, громогласных призывах: Граждане, за ружья!
К оружию, граждане… Лирический герой осознает, что именно революция поможет ему достучаться до «глухих» сердец людей и стать частью одного, родственного ему, «нового» общества. Он надеется забыть про то, что когда-то он был «таким большим и таким ненужным».
Поэтому герой стремиться построить свой голос на волну революции, зная, что теперь его поймут и поддержат: «Граждане! Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде». Теперь бунтарство героя находит свое применение в революционных призывах, и это приносит ему счастье: Бейте в площади бунтов топот! Выше, гордых голов гряда!
Мы разливом второго потопа перемоем миров города. После революции миссия поэта-борца за коммунистическое «далеко» не заканчивается, так как пережитки «старого» общества продолжают нарушать гармонию «нового». Поэт в этот период встает на защиту плодов революции, вкладывая в уста своего героя слова осуждения врагов социализма. В стихотворении «О дряни» звучит такой призыв: Скорее головы канарейкам сверните — чтоб коммунизм канарейками не был побит!
Таким образом, герой-бунтарь Маяковского на протяжении претерпевает эволюцию. Он ни на минуту не перестает быть активным борцом за честную, справедливую, счастливую жизнь в стране, которой нужен ее народ, которая стремится вместе с ним построить счастливое будущее.
Образ бунтаря в поэзии Маяковского