Образ Чацкого
Александр Сергеевич Грибоедов — гениальный художник русского реализма, создатель бессмертной комедии «Горе от ума». Как истинно великий и гениальный писатель, Грибоедов ставил и решал в своем творчестве основные, важнейшие вопросы, связанные с жизнью и судьбами русского народа. Комедия «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания многих поколений России.
Свою нравственно-воспитательную силу комедия не утратила и сегодня. В последнее время, к сожалению, она стала очень актуальной. Поклонение золотому тельцу, осмеянному в комедии, выросло в наши дни и стало самым популярным занятием. Все то, что подвергал критике Грибоедов, можно отнести с небольшими изменениями к нашей действительности.
Грибоедов не только отразил «свой век», но и показал борца, способного изменить этот порядок. Комедия показала личную и общественную драму Чацкого. Конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на интимно-любовные. «Не человек, змея»,- говорит о нем Софья. А давно ли она была его сторонницей, разделяла передовые взгляды на общество, образование, службу Родине. Чацкий удивлен переменой в Софье: «Послушайте, ужли слова мои все колки И клонятся к чьему-нибудь вреду?
Но если так: ум с сердцем не в ладу». А в ладу ли с собой наш герой? Он спорит с Павлом Афанасьевичем, доказывая свою правоту, ругая признанные в этом доме авторитеты: «А судьи кто? Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы?» Высказывает не разделяемые хозяином мысли на воспитание, образование, службу. Чацкий желает прогресса, которого так боится Фамусов и его окружение. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — замечает Александр Андреевич.
Павел Афанасьевич же придерживается полярно противоположного мнения. Говоря об известном чиновнике, взятом им за образец, Фамусов признается: «Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб…» На что Чацкий парирует: «И точно, начал свет глупеть…» Александр Андреевич, видя холодность Софьи, не хочет в это верить. Любя ее всем сердцем, Чацкий упрекает героиню, что она его дразнила, «надеждой завлекала», но он лукавит перед собой и нами. Софья сразу дала ему понять, что он ей безразличен.
Но влюбленный Чацкий отказывается в это верить и проходит свой «мильон терзаний», по образному выражению Гончарова. Чацкий смелый и самоотверженный борец с косностью и чванством, низкопоклонством и бездуховностью. Внешне он терпит поражение в столкновении с фамусовским обществом.
Объявив сумасшедшим, окружающие отвергают его, а главное, он узнает всю правду о Софье, ее нелюбви к нему, о счастливом сопернике Молчалине. Наш герой с возмущением говорит: «Безумным вы меня прославили всем хором, Вы правы: из огня тот выйдет невредим. Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним И в нем рассудок уцелеет».
Чацкий покидает это общество, отвергшее его. Герой в поиске единомышленников, которые не только поддержат его, но и разделят с ним свои взгляды, идеи переустройства России. И мы знаем, что это будущие декабристы, благородные, сильные, стремящиеся отдать силы, талант, знания на пользу России.
Образ Чацкого