Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Все главные события, составляющие основу сюжета «Мертвых душ», протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова. Завязка сюжета — приезд Чичикова в губернский город. Павел Иванович знакомится с городом, с видными чиновниками и с некоторыми помещиками. Через несколько дней он отправляется в путешествие: посещает усадьбы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и приобретает у них «мертвые души». Казна проводила перепись крепостного населения один раз в десять — пятнадцать лет.
Между переписями за помещиками числилось установленное количество ревизских душ. Естественно, что крестьяне умирали, но по документам, официально, они считались живыми по следующей переписи. «Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые», — говорит Чичиков ошеломленному Манилову. Чичиков приобретает умерших крестьян затем, чтобы заложить их, как живых, в Опекунском совете и получить изрядную сумму денег. Все поздравляют нового «херсонского помещика» с приобретением крепостных: «Павел Иванович! Ах, боже мой, Павел Иванович!
Любезнейший Павел Иванович! Чичиков разом почувствовал себя в нескольких объятиях». Но торжество и всеобщее веселье уступают место растерянности, животному страху, когда Ноздрев и Коробочка раскрывают проделки «почтеннейшего Павла Ивановича». Чичиков в результате поспешно, крадучись, покидает город. Итак, что же представляет собой этот герой?
В отличие от владельцев усадеб, людей инертных и косных, предприимчивый Чичиков не знает покоя. Он со школьных лет охвачен жаждой активного стяжательства. Гоголь подробно рассказывает, как формировался характер героя.
Мальчик, усвоив наставления отца, уже в школе проявил изворотливость, железную выдержку и низость души. Мелкими спекуляциями он «сделал приращения» с полтины, подаренной отцом: «Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой». Мешочек с деньгами заменил ему дружбу, честь и совесть. Поприще чиновника постепенно открыло Чичикову более широкие возможности для обогащения. Мелкие спекуляции сменились махинациями крупного масштаба.
Чичиков занимается такими делами, «которым свет дает название не очень чистых». Почти все его «дела» кончаются крахом. Но вот что характерно: Чичиков не испытывает угрызений совести и не падает духом. Скрыв следы преступления и избежав наказания, он с удвоенной энергией принимается за новое нечистое дело: «Ну, что же! — сказал Чичиков, — зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай.
Плачем горю не пособить, нужно дело делать». Кто же такой Чичиков? Может быть, это какой-то необыкновенный злодей?
Преступник по натуре? Посмотрим, что говорит о нем автор. В одиннадцатой главе Гоголь пишет, что русская литература много внимания уделяла добродетельному герою: «…нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом и всем, чем попало».
Но в реальной действительности, в крепостническом обществе, не последнюю роль играют люди-подлецы. Почему их не выставляют «на всенародные очи»? «Нет, — говорит писатель-патриот, — пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца!» Как видим, отношение автора к своему герою предельно ясно. Чичиков — герой-подлец. «Кто же зевает теперь на должности?
Все приобретают», — рассуждает он. Комментируя ход мыслей своего героя, Гоголь замечает, что «в рассуждениях его видна была некоторая сторона справедливости». Справедливость суждения заключается в том, что Чичиков не одинок. Хищники-приобретатели смело врываются в жизнь и начинают хозяйничать в ней. Это дельцы буржуазного склада, хищники по убеждению.
Но нелегко раскрыть их подлую сущность, ибо они носят маску добродетельных людей: «Нужно знать, что Чичиков был самый благопристойный человек, какой когда-либо существовал в свете… Никогда не позволял он себе в речи неблагопристойного слова и оскорблялся всегда, если в словах других виде отсутствие должного уважения к чину или званию…» За этой внешней благопристойностью скрывается моральная нечистоплотность героя. Чичиков выработал в себе способность безошибочно определять сильные и слабые стороны людей и умение быстро приспосабливаться к среде и различным обстоятельствам. На его внешнем облике лежит отпечаток какой-то неопределенности, обтекаемости: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».
В отношениях с людьми Чичиков многолик. Подобно хамелеону, он постоянно меняет свой облик, приспосабливаясь к тому, с кем ведет разговор. В беседе с Маниловым он похож на Манилова — его «сердечные признания», весьма туманные и фальшивые, производят сильное впечатление на излишне чувствительного помещика. С Коробочкой, по замечанию автора, он «говорил… с большей свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился». В разговоре с «властителями он очень искусно умел польстить каждому.
Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные… полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников…» В кругу помещиков и чиновников Чичиков становится своим человеком, завоевывает полное доверие. Постоянно меняя свой облик, Чичиков тщательно скрывает от окружающих свои мошеннические цели. Гоголь-сатирик показывает внутренние мотивы поступков героя, обнажая то, что «ускользает и прячется от света». Душу Чичикова оскорбляют грязные канцелярские столы, но ничуть не оскорбляют чиновники-взяточники и отъявленные конокрады, совершающие преступления, за грош продающие честь и совесть. Его обоняние страдает от неприятного запаха, который распространяет Петрушка, а то, что у Плюшкина крестьяне «как мухи мрут», приводит его в восторг.
Выдержанный, осторожный Павел Иванович не может скрыть свою радость при этом известии. Чем больше в стране эпидемий и крестьянских могил, тем лучше для Чичикова! Вот что скрывается за внешней приятностью «приобретателя», разъезжающего по глухим дорогам крепостной России. Торговец мертвыми душами возвращается в город «в самом веселом расположении духа». И как не радоваться: «В самом деле, что ни говори, не только одни мертвые души, но еще и беглые, и всего двести с лишком человек».
Чичиков посвистывает, наигрывает, поет «какую-то песню, да такой степени странную», что Селифан недоуменно покачивает головой. Чичиков и песня! Для песни нужно человеческое сердце, чуткое и доброе.
Недаром песня эта — в высшей степени странная. В душе приобретателей нет места ни песне, ни человеческим чувствам. Разоблачая подлость Чичикова, Гоголь бичует вместе с ним и общество, которое признает лучшими людьми тех, кто имеет капитал. Дамы и чиновники губернского города восторженно встречают Павла Ивановича потому, что разнеслась весть о его миллионном капитале. А против миллиона никто не устоит, «ибо в одном звуке этого слова… заключается что-то такое, которое действует и на людей-подлецов, и на людей ни се ни то, и на людей xoроших — словом, на всех действует».
Гоголь приводит нас к выводу, что неразумно устроено само общество. Потому и появляются люди-подлецы, что есть условия для их мошеннической деятельности.
Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»