Образ героини в пьесе «Наталка Полтавка»
Старая украинская литература общественную среду и человека показывала еще как параллельные и, в сущности, независимые одно от другого явления. Да, у Сковороды арсенал моральных понятий индивида возникает не исторически, не в результате общественной практики, а является неизменным, поскольку определяется той или другой врожденной «природой» человека. Этическая норма выступает автономной как форма личного поведения, которое может быть, на его взгляд, реализована независимо от состояния морального сознания общества. Исходя из просветительского представления о естественной доброте человека, Котляревский предпринимает шаг вперед и в своих произведениях показывает, что реальное поведение, те или другие черты личности зависят от среды, социальной роли, общественного положения и воспитания индивида.
В пьесе «Наталка Полтавка» Тетерваковский заявляет: «Я — возный и признаюсь, что от рождения моего расположен к добрым делам; но, за немощностью по должности и за другими хлопотами, до сели ни одного не сделал». Эти слова, в сущности, характеризуют антигуманный характер всего общественного организма. Выходит, что в обязанности возного как одного из мелких функционеров государственного аппарата не входит делать людям добро. Наоборот, социальна роль Тетерваковского именно и дает ему возможность пренебрегать интересами дургих, в частности добиваться понуждаемого брака с Натальей, угрожая при этом старой Терпилихе штрафом и даже заключением.. Вместе с выборным он добивается, чтобы Петр отступился от Натальи (предал естественное чувство) и немедленно убирался из села. «А когда волей не падешь, — поддерживает его выборный, — то туда закинем, где козам рога правят». Общество, основанное на неправде и насилии над личностью, способствует, следовательно, выработке эгоистичных, противоестественных черт. «Ишь, возный — так и хорохорится что помазывал господином, — говорит о Тетерваковском Николай.- Юрист рьяный и хапуга такой, что с родного отца стрясет!» Возный четко осознает, что в таком обществе можно чего-то добиться только подкупом и ложью, потому что
Всяк, кто не мажет, то очень скрипений
Кто не лукавит, то сзади сидит…
Общественное уродство особенных качеств Тетерваковского, его жизненных принципов и поведения находит основу и моральное оправдание в общем противоприродном состоянии общества. В ответ на реплику выборного, что врать и обманывать других «от бога грех, а от людей стыд», возный заявляет «О, простота, простота! Кто теперь это-то как его — не брешет и кто не обманывает?»
Лгун и барский блюдолиз Финтик («Москаль-волшебник»), который «в нынешнее просвещенное время» стесняется родной матери «за мужичие наряды», тоже теряет совесть и отрекается от своих естественных чувств под воздействием морали чиновнической среды. Этот представитель крючкотворного «Крапивного семени», в котором «совесть купоросом подправлена», не боится никакого осуждения за неуважение к своей матери. Такое отношение к ней выплывает из моральных норм общества, что и есть для него главным: «Надобно сообразоваться времени и по оному уступки и чувства свои располагать».
Если в «Энеиде» моральное сознание отдельных членов общества выступает еще в большой мере как классовое нейтральное, то в «Наталье Полтавке» уже выразительно выявляется ее классовый характер
Всякий, кто выше
Тот более низкого гнет
Сильный безсильного давит и жмет
Бедный богатого определенный слуга
И корчится, гнется пред им, как дуга
Перемещение конфликта непосредственно в общественную среду, в сферу повседневных человеческих взаимоотношений (это лучше всего удалось Котляревскому в «Наталье Полтавке») объективно приблизило писателя к выявлению причинных связей между человеком и средой, к изображению особенности как общественного типа. Нельзя сказать, что в «Наталье Полтавке» Котляревский обходит материальные условия жизни героев и характер общественных отношений. Имущественная, а следовательно, и социальное неравенство именно и становится причиной драматичных переживаний Натальи и Петра. И Терпилиха, и ее дочь хорошо знают собственную жизнь по опыту, что такое лишения и бедность. Вместе с тем суть конфликта в произведениях Котляревского заключается не в непримиримости классовых интересов, не в противостоянии классовых характеров, а в нарушении индивидами гуманистических морально-этических принципов.
Котляревский близко подошел к пониманию единства типичных обстоятельств и типовых характеров, однако о типовые реалистичные характеры говорить еще нельзя. Логика их нарушается в результате просветительской установки на пример в общественных отношениях «естественного» и рационального начал, абстрактных морально-этичных ценностей. В известной мере это связано и с тем, что в «Наталье Полтавке» содержется классический принцип трех единств. И Тетерваковский, и Финтик «перевоспитываются» и тем самым теряют свои типичные социальные черты. (На самом факте морального «перерождения» возного отразилось и влияние сентиментализма.) В Котляревского, в первую очередь в сфере сотворения характеров, нет еще органического слияния типичного с индивидуальным, выражения типичного через индивидуальное. Это особенно ярко оказывается при изображении образов героев, которые представляют в тех или других ситуациях позитивное начало.
Да, позитивные черты Энея, Дидоны, Анны, Лавинии, Натальи, Петра, Николая, Татьяны и матери Финтика варьируются в одном кругу синонимических признаков: проворный, красивый, хоть куда казак (Эней); красивая, веселая, проворная, умная, работящая (Дидона); красивая, проворная, пижонка, девушка, хоть куда (Анна); красивая, проворная, преступная, добрая, не спесивая, красивая, молодая (Лавиния); красивая, умная, работящая, простая, к всякому делу остроумная, с хорошим серпом, не спесивая, веселая и веселая (Наталья); добра, умная и важная (мать Финтика); парень славный, красив, хорош, проворный, трудолюбивый (Поиро) По содержанию характеристика позитивных героев удовлетворяет нормам народной трудовой морали. В ней проявляется народный взгляд на этическое и эстетичное.
Образ героини в пьесе «Наталка Полтавка»