• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Тема святости и греха в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

 

Тема святости и греха в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме «Двенадцать», к ее геро-ям, к их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что эта поэма — великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России. Революция — это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую.

По-эма «Двенадцать» — честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить, не оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение А. Блока и его творчества. Поэма о революции была написана поэтом через два месяца после того, как в Петрограде произошло вооруженное восстание. Он уловил «ветер», «страшный шум» времени, пере-ломный характер эпохи. «Двенадцать» не поэтическая хроника, это поэма, в которой эпическое начало, изображе-ние событий и характеров составляет основу художественной структуры.

В основе сюжета поэмы трагические события в любовном треугольнике Петруха — Катька — Ванька. Здесь все необычно для А. Блока. И обращение к авантюрному, стремительно развивающемуся действию, и детальное изображение полупролетарской-полубосяцкой среды, и социально-историческое объяснение поступков героев. Помимо внешнего, в поэме присутствует и другой смысловой и образный план. Все сю-жетные события, несмотря на их ощутимую предметность, протекают не только в реаль-ности, но и «на всем божьем свете», космосе, истории, оставляя в ней свой след, видный лирическому герою в философском ракурсе.

Поэтому наряду с социально-политическими деталями и оценками в поэме содержатся философские обобщения. Сквозь конкретику современности, благодаря особой фигуре автора, стоящего вне событий, над ними, просвечивает вечность, путь России. В произведении присутствует конкретность в изображении исторического момента , детали, дающие представления о революционном Петрограде, реальные будничные сцены, характеризующие время. Но частный случай вы-водится в поэме за свои ограниченные пределы, становится основой философско-исторического обобщения. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по ули-цам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы, выражает пред-ставления поэта о революции.

Этому способствуют образы-лейтмотивы поэмы, система контрастов. Ветер, вьюга, пурга, снежная метель — образы, пронизывающие всю поэму. Они связаны с темой «мирового пожара в крови», с темой рожденного революцией очи-стительного огня, с идеей возмездия, с вырывающимися на простор творческими силами человека.

Одним из основных мотивов, пронизывающих все художественное пространст-во поэмы, является мотив святости и греха. Данный мотив связан с пониманием Блоком революции, ее «музыки», с трагической сменой эпох, сломом старого и рождением нового. Так, ветер выступает одновременно и как реальная сила природа, и как символ большеви-стской революции, разрушающей уклад жизни. Природа, как известно, в благих делах со-чувствует людям, а у Блока, напротив, вступает в противоборство с людьми.

Вероятно, че-ловеческая цивилизация совершает что-то неладное, противоестественное законам обще-человеческого развития: Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер!

На всем белом свете! Смена двух эпох приобретает колоссальные масштабы, жертвы переливаются за тысячи. «Свобода… без ареста» открывает широкие возможности «раскольниковым», считающим, что отныне им все дозволено. Недаром сразу же после строчки «Свобода эх, эх без креста» слышатся оружейные «трели» — «тра-та-та!» Тем более, что вседозволенность скреплена высокой благородной идеей избавления человечества от эксплуататоров: Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови — Господи, благослови! Нравственная сторона взбунтовавшейся стихии погибла в своем зародыше. Убийство Катьки это ощущение еще более усиливает.

Тема святости и греха во всей полноте высту-пает в линии, которая связана с образом Христа: Так идут державным шагом — Позади — голодный пес, Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим. Нежной поступью надвьюжной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос Многие увидели в этом утверждение святости революции, но «кровавый флаг» усложняет ситуацию. Антитезой ему выступает «белый венчик из роз», который в католической тра-диции выступает символом Девы Марии.

Сложным и многозначным является образ-символ голодного пса, который воплощает бессмысленный и беспощадный русский бунт, «мировой пожар». Тема святости и греха, пронизывающая всю поэму, помогает передать поэту не только конкретно-историческое содержание, но и серьезные социально-философские противоре-чия происходящих событий.



Тема святости и греха в поэме А. А. Блока «Двенадцать»

Другие сочинения по теме:

  1. Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать» России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой. А. Блок...
  2. Вопросы и ответы к поэме «Двенадцать» А. А. Блока 1. В чем состоит художественное своеобразие поэмы А. Блока «Двенадцать»? Поэма А. Блока «Двенадцать» сочетает символические и реалистические черты, сатиру...
  3. Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать» Черный вечер-Белый снег. Ветер, ветер! Ветер, ветер — На всем Божьем свете! Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта,...
  4. Поэма «Двенадцать» как попытка Блока осмыслить революцию Формирование гражданской позиции поэта на протяжении всего творческого пути. Неосознанное предчувствие грядущих общественных перемен в юношеской лирике. Усиление гражданских мотивов...
  5. Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать» Творчество А. Блока выразило переживание человека, задыхающегося в атмосфере безвременья, человека, блуждающего «меж двух революций», но упорно ищущего свой путеводительный...
  6. Революция и старый мир в поэме «Двенадцать» А. А. Блока Поэма «Двенадцать» — непосредственный отклик Блока на свершившуюся революцию. Написав ее, поэт записал в дневнике: «Сегодня я гений». Поэма значительно...
  7. Тема революции и ее воплощение в поэме А. Блока «Двенадцать» Блок встретил революцию восторженно и упоено. В статье «Интеллигенция и революция», напечатанной вскоре после Октября, Блок восклицал: «Что же задумано?...
  8. Сочинение на тему: Образ Христа в поэме Блока «Двенадцать» Образ Христа в «Двенадцати» связан и с увлечением Блока историческими параллелями, точнее — с ошибочными историческими воззрениями, по форме своей...
  9. Какова символика вьюги в поэме Блока «Двенадцать»? Безусловно, одним из ведущих и талантливейших поэтов Серебряного века можно назвать А. Блока. За свою короткую жизнь Блок оставил нам...
  10. Как выражается авторская позиция в поэме А. Блока «Двенадцать»? Александр Блок — автор первой советской революционной поэмы под названием «Двенадцать». За двадцать лет поэтической деятельности Блок проделал долгий и...
  11. Образ революционной эпохи в поэме А. Блока «Двенадцать» Долгое время советские критики хвалили создателя «Двенадцати» за «верное понимание и воспевание революции». Искренний в своем приятии и неприятии, А....
  12. Символика образа вьюги в поэме Блока «Двенадцать» План I. Выразительная символика поэмы Блока «Двенадцать». II. Образ вьюги, пронизывающий все произведение. 1. Ветер перемен. 2. Образ, несущий угрозу...
  13. Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать» России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой. А. Блок...
  14. Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать» Поэтический мир Блока — это нелегкий путь поиска истины, стремление найти идеал, попытка обрести гармонию небесного и земного. Написанная в...
  15. Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать» Поэма о революции была написана Блоком через 2 месяца после того, как в Петрограде произошло революционное восстание. Поэт уловил «ветер»,...
  16. Вечные вопросы и их решение в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Творчество любого символиста уходит своими корнями в философию, потому как создаваемые им образы-символы вбирают в себя многосложные авторские преставления об...
  17. Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»? Поэма Александра Блока «Двенадцать» была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В это время в стране постепенно устанавливается власть...
  18. Символика и ее роль в поэме А. Блока «Двенадцать» Поэма А. Блока «Двенадцать» вызвала широкий резонанс. Это объясняется, в том числе, многозначностью и символическим подтекстом произведения. В своей поэме...
  19. Особенности изображения двух миров в поэме А. А. Блока «Двенадцать» Переделать все. Устроить так, чтобы все стало Новым; чтобы лживая, грязная, скучная, Безобразная наша жизнь стала справедливой, Чистой, веселой и...
  20. Основа конфликта в поэме Блока «Двенадцать» Имя Александр Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, прийдя в Россию из Западной Европы...
« «Близким» анализ стихотворения Брюсова
Вольность краткое содержание »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения