Образ главного героя в одной из пьес Арбузова
Необычным для самого драматурга оказался образ главного героя, Сергея в пьесе Арбузова «Иркутская история». В отличие от персонажей ранних пьес (например, образ Ведерникова из «Годов странствий», где на первом плане поиск героем самого себя, противоречия духовного роста) Сергей на редкость цельный характер. Но это совсем не тот тип положительного героя, который убежден в своей непогрешимости и правоте, воспитывающий, наставляющий и нередко покрикивающий на других. Мягкость, душевный такт, доброта и при этом принципиальность, готовность помочь другому или встать на его защиту — все это просто и естественно сочетается в Сергее. Именно такому человеку не могла не поверить Валентина. Однако окончательное выпрямление героини происходит после гибели Сергея, когда она оказывается в рабочем коллективе.
В отличие от других пьес драматурга «Иркутская история» не традиционна по форме. Введение сцен с хором вызвало разноречивые суждения. Некоторые театральные критики сочли это данью моде; другие, напротив, полагали, что эти сцены органичны для спектакля. Хор размышляет о поступках героев, ведет с ними диалог, комментирует события и обращается в зал. Раскрывая свое понимание совершающегося на сцене, А. Арбузов как бы предлагает и зрителям принять участие в этом разговоре.
Мотив требовательности к своим героям звучит и в последующих пьесах А. Арбузова. В 32 года Андрей Охотников («Потерянный сын», 1961) как бы прозревает: лучшие годы ушли, а он ничего значительного, доброго не совершил. Не воплотил своей мечты юности и Марат («Мой бедный Марат», 1964). Да, страшно увидеть, что жизнь прожита напрасно, говорит драматург, и как бы дает возможность персонажам исправить свои ошибки, убеждая их, что никогда не поздно все начать сначала.
Если герои В. Розова поставлены в такие обстоятельства, что вынуждены отстаивать свое право на любовь, на самостоятельный путь в жизни, то герои А. Арбузова прежде всего вступают в конфликт с собой; «плацдарм» души — вот то «поле брани», где — персонаж должен выйти победителем, но где он нередко терпит поражение.
Образ главного героя в одной из пьес Арбузова