Образ горянки в главе «Бэла»
Читая первую главу романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», мы захвачены драматической историей любви Печорина к черкешенке Бэле. Нельзя ответить однозначно, почему Печорин полюбил Бэлу, и любил ли он ее на самом деле? Может быть, он «от скуки» выбрал девушку, потому что ему надоело «кокетство светских барышень». А возможно, Печорин ищет чего-то нового, доселе ему неведомого.
Это он находит в сфере горцев, чье обаяние, смелость и гордость подчиняют себе главного героя. Он сам в минуту откровенности признается в том, что подражание чужому обычаю — страсть для него привычная. А, может, любовь Печорина к Бэле — это не каприз, а попытка вернуться в мир естественных, искренних чувств?
Ведь именно Бэла является примером чувственной стороны жизни. Вот как описывает ее автор: «высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны». Этимология имени Бэла не установлено.
Среди традиционных мусульманских имен такого имени нет. Существует мнение, что Бэла — кабардинка, дочь кабардинского князя, поэтому Максим Максимыч и Печорин называют ее черкешенкой. Предлагая Казбичу украсть для него Бэлу, ее брат Азамат относится к ней как к вещи, которую он обменивает на коня в этом торге. Азамат расхваливает ее достоинства, ценившиеся горцами: красоту, способность к танцам, мастерство в рукоделии. Максим Максимыч сравнивает Бэлу со скакуном.
Это традиционный восточный мотив: сопоставление лошади и женщины. Печорин и сам не знает, любит ли он Бэлу. Но ведь настоящая любовь — это забота о том, кого любишь, волнение за другого, желание принести радость. Но, как мы видим, Печорин не умеет думать о Бэле. Он занят собой и своими переживаниями.
Герою грустно, одиноко, он нуждается в любви молодого, чистого существа — и добивается этой любви. Печорин понимает, что разделяет его и Бэлу принадлежность к разным культурам, обычаям, разным религиям, то есть к разным человеческим мирам. И в разговоре с ней он воздействует на ее сознание, устраняя все преграды, обращается к той идее, основа которой лежит в ее воспитании. Печорин развивает здесь идею неизбежности судьбы: «ведь ты знаешь, что рано или поздно должна быть моею». Бэла пораженная этой, как бы вновь открытой, но знакомой истиной, покоряется.
Печорин стремится походить на горца в отношениях с Бэлой. Он хвалит ее красоту, дарит подарки, хитростью завоевывает ее доверие. Печорин играет, но делает это так искренне, что его игра становится реальностью. Он и сам забывает о первоначальном намерении в отношении Бэлы. А она-то полюбила по-настоящему.
Бэла призналась, что «он часто ей грезился во сне, и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления». Печорин не различает зла в выборе своих поступков. Похищение Бэлы, которое повлекло за собой гибель ее семьи, вовсе не осознается им как зло.
Но он разрушает судьбу и жизнь пленительной горянки. Бэла умирает от удара кинжалом в спину. В предсмертных сценах она показана не просто как экзотическая красавица, а как существо, глубоко любящее Печорина. В последние свои минуты она задается не свойственными для нее вопросами о вере и душе, трогательно заботится о Григории Александровиче.
Смерть девушки не бессознательна, она умирает как глубоко думающий и чувствующий человек, осознавая свой близкий конец, но сохраняя при этом достоинство. Ведь она — «княжеская дочь, а не раба». Умирая, мучаясь от боли, Бэла ни на минуту не забывает о Печорине. Она предана ему до последней минуты.
Бэла печалится, что «она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой». До последней минуты своей жизни Бэла даже не думает винить Печорина в своей смерти, вся ее предсмертная печаль выражается в бесконечной любви к нему. Живя одной любовью, Бэла выглядит перед лицом смерти гордой женщиной, полной человеческого достоинства. Ее душевная жизнь ограничивалась только верой — и эту веру Бэла нарушила во имя любви. Но перед смертью она победила свою любовь.
На предложение Максима Максимыча окрестить ее, героиня ответила, что умрет «в той вере, в какой родилась.» Так состоялась своеобразная душевная победа Бэлы над Печориным. Зачем вообще введен образ этой девушки-горянки в роман? Это вызвано не только авторским желанием показать равнодушного губителя женских сердец.
Женский образ подчеркивает противоречивый душевный мир главного героя, выявляет мотивы поступков и побуждений Печорина. Изображение короткой жизни героини дает возможность читателю понять скрытые мотивы ее поведения, ощутить психологический склад ее личности.
Образ горянки в главе «Бэла»