• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Новые сочинения > Сюжетная организация романа Г. Булгакова «Мастер и Маргарита»

 

Сюжетная организация романа Г. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» одновременно философский, фантастический и сатирический роман. В этом произведении писателю удалось объединить в единое целое миф и реальность, сатирическое описание быта и романтическую линию сюжета, иронию и сарказм. Отсюда и необыкновенная художественная организация произведения: он составляется будто из трех историй. Первая — мифологическая, или библейская (ее еще называют исторической). В ней происходят важнейшие и поворотные, с точки зрения христианства, события: явление Христа, его стремление к истине, его распятие. Вторая линия — сатирическая, где описаны события 30-х годов XX столетия. В ее центре — трагическая судьба писателя, который силой воображения «отгадал», т. е. познал, вечные истины. Третья параллель романа — фантастический мир, он принадлежит духу зла, властителю теней Воланду и его свите, здесь происходят фантастические события (например, бал у сатаны — своеобразный парад человеческих недостатков и коварства).

Воланду принадлежит и чистилище, где находятся Понтий Пилат, который заслужит прощение вины, и Мастер, который находит здесь вечный покой. Все три линий сюжета взаимосвязаны. Так, например, о событиях, которые происходят в древнем городе Ершалаиме, рассказывает Воланд Берлиозу и Бездомному на Патриарших, именно так их описывает и Мастер в своем романе.

«Мастер и Маргарита» — лирическо-философская поэма в прозе о любви и моральной обязанности, о бесчеловечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру. Сюжет имеет много линий. Основных три: философская — Иешуа и Понтий Пилат, любовная — Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая — Воланд, вся его свита и москвичи. Эти линии тесно связаны между собой образом Воланда.

Через евангельский сюжет реализуется линия параллельности образов Иешуа и Христа, Иешуа и Понтия Пилата. Сатирический план романа представлен в противопоставлении Воланду мира московских обывателей. Романтический пласт представлен линией Мастера и Маргариты. Сюжет разворачивается через необыкновенную хронологию романа: «современность», в которой живут и действуют москвичи 30-х лет, и «прошлое», где происходят события романа Мастера. В романе есть герои, которые одинаково принадлежат обоим мирам. Достоверно, для них существует еще и третье измерение. Читая произведение, мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и за несколько дней до Пасхи, но с перерывом в 1900 лет, которая доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими событиями. Каждую главу романа Мастера начинает теми же словами, которыми завершился предыдущая глава из жизни москвичей 30-х лет. Ощущается таинственная связь между событиями в современной Москве и Ершалаима за много лет до того. События романа, которые разделны во времени почти двумя тысячелетиями, гармонируют между собой, их связывает борьба со злом, поиск истины, творчество. Таким образом, художественное целое булгаковского романа — это своеобразный перекресток двух миров, которые встречаются в необычном «третьем мире».

Образ Понтия Пилата драматический: он выступает как истец и потерпевший. Отступившись от Иешуа, он гибнет как свободная личность. Иешуа представляет собой угрозу для тоталитарного Рима своими утопическим идеями о «царстве истины и справедливости». Тема отступничества в романе тесно связана с темой искупления.

В истории ареста Иешуа Булгаков по-своему рассказывает легенду о распятии Христа. Это обычный, смертный человек, мудрый, проникновенный и простодушный. Вместе с тем он — воплощение чистой идеи, высочайший прообраз человека и человечества. Иешуа беззащитен, физически слаб, однако силен духовно, так как является предвестником новых человеческих идеалов. Прообраз сатаны — Воланд — вездесущ: ему подчинены пространство и время, он может присутствовать во время допросов Иешуа Понтием Пилатом, завтракать вместе с философом Кантом, знать многих выдающихся людей прошлого, но никто кроме Мастера и Маргариты, не распознает в Воланде сатану. Всевидящему Воланду открытый мир без мишуры, он созерцает человека и человечество, стремясь выявить в них несовершенства. Он высмеивает, уничтожает все то, что потеряло высокие идеалы, пришло в упадок морально. Он восстанавливает баланс между добром и злом и этим в определенной мере служит добру.

Столкнув мир московского мещанства, дельцов, завистников, воров и взяточников с нечистой силой, писатель будто определяет, есть ли в серых обывателях моральная почва, способная противостоять соблазну. Что касается писателей Массолита, то их всех объединяет не призыв художника, а жажда к владению членским билетом, коричневым, с золотой каймой, который пахнет дорогой кожей.

Мастер и Маргарита непохожи на московских обывателей. Поведение героев определено не стечением обстоятельств, а следованием своему моральному выбору. Для Мастера — это идея творчества. История с романом, что он пишет, — это в определенной мере и история романа Булгакова. Обязанность писателя в том, чтобы возвратить человеку веру в высокие идеалы, восстановить истину. В этом и заключается смысл булгаковской формулы: «рукописи не горят». Мастер отказывается от своего романа, сжигает его.

Маргарита во имя своей любви и веры в талант Мастера одолевает страх и собственную слабость, побеждает обстоятельства. На примере Маргариты Булгаков доказал, что каждый человек должен сделать свой личный выбор, не обращаясь с помощью к высшим силам, не ожидая милостей от жизни, человек должна сам решить свою судьбу.

Особое значение в понимании идеи, концепции произведения имеют эпиграф к роману и эпилог. Например, слова Гете в эпиграфе «Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» раскрывают значение образа Воланда. Эпилог романа не дает оснований для оптимизма: бесовское начало — в самом человеке, и его сущность мало изменяется со временем. Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически выдающуюся книгу о своем времени и людях, и поэтому роман стал уникальным человеческим документом той знаковой эпохи.



Сюжетная организация романа Г. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Другие сочинения по теме:

  1. План к теме: «Вечные» темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Место романа «Мастер и Маргарита» в жизни и творчестве его автора. Над романом «Мастер и Маргарита» Булгаков работал на протяжении...
  2. Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова «Мастер и маргарита» Сочинения по литературе: Пространственно-временная структура романа М. А. Булгакова «Мастер и маргарита» В литературе немало произведений, в которых «соседствуют» миры...
  3. Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Мастер и Маргарита Булгаков М. А Обыватели тридцатых годов в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» В 1921 году в стихотворении «О дряни» В. В....
  4. Тема выбора в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из ярчайших произведений. В нем переплелись время настоящее (время написания романа) и...
  5. Художественное своеобразие романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Во всех произведениях Булгакова, наряду с реальными событиями, которые могут произойти в обыденной жизни, присутствуют события из мира фантастики, которые...
  6. Роман «Мастер и Маргарита» известнейшее произведение Булгакова Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — известнейшее произведение автора, оно по праву относится к классике русской литературы. В нем...
  7. Материалы к сочинению по роману Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» Известно 6 редакций произведения. Первую из них, как свидетельствуют литературоведы, автор сжег. Сначала писатель хотел написать роман о дьяволе со...
  8. Тема выбора в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Сочинение по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» есть одним из ярчайший произведений. В...
  9. Мастеру дарован покой (сочинение Булгаков «Мастер и Маргарита») Роман «Мастер и Маргарита» М. Булгаков начал писать в 1928 году. Доведенный до 15-го раздела, в 1930-му году роман был...
  10. Планы сочинений по теме: О романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Что вы знаете об истории создания романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»? За написание романа автор взялся в 1928 году,...
  11. Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Сочинения по литературе: Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать...
  12. Образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Образ Маргариты в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» ПЛАН. I. Образ Маргариты в романе М. А. Булгакова » Мастер и...
  13. Временные пространства в романе Г. Булгакова «Мастер и Маргарита» Роман «Мастер и Маргарита» — произведение, которое изменило мое представление о мире вообще. Жил я себе на планете Земля и...
  14. Описание образа Воланда в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Борьба добра и зла — центральная тема в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В произведении дни далекого прошлого очень...
  15. САТИРА В РОМАНЕ Г. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» План. I. Сущность приема «романа в романе», значение его для понимания образов. II. Отражение в образах Понтия и Иешуа «вечных»...
  16. Главный роман Булгакова «Мастер и Маргарита» В тридцатые годы XX века Михаил Афанасьевич Булгаков начал работу над своей главной книгой, книгой жизни — «Мастером и Маргаритой»....
  17. Закончена работа над романом «Мастер и Маргарита»;. Пришло время подвести итоги Закончена работа над романом «Мастер и Маргарита». Пришло время подвести итоги Я даю вам 4 темы, которые разбиты на вопросы....
  18. Проблематика и система образов произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» Личность и власть, разные аспекты трактования проблемы, помочь ученикам осознать широту философско-этической проблематики романа, значение системы образов для раскрытия идейного...
  19. Сочинение на тему — Полифония романа Мастер и Маргарита» Когда в конце 1966 — в начале 1967 г. в журнале «Москва» был впервые опубликован роман М. Булгакова «Мастер и...
  20. Анализ финальной сцены романа «Мастер и Маргарита» В трех ипостасях предстает в романе царь тьмы, черный маг: и как соблазнитель, и как спаситель, и как, это подчеркнем...
« Райнер Мария Рильке (1875-1926) «Песня о Правде»
Русский помещик в литературе первой половины XIX века »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения