Образ княгини Трубецкой в поэме «Русские женщины»
В своем творчестве Некрасов не чурается употреблять в своих произведениях богатую картину образов, крупнейшая из которых принадлежит раскрытию женских образов. Он наблюдает за женским характеров, изучает его, стараясь не ограничиваться каким-либо сословьем и уровнем, особенно, дворянским. Творческая ситуация в произведениях Некрасова создается при помощи тончайшей интуиции и уникального поэтического воображения автора, которые проникают в самую душу как крестьянской женщины, так жены декабриста, и даже падшей женщины.
Некрасов очень чувствительно переживает случаи несправедливости, которые выпадают на долю тогдашней русской женщины, и не важно, какое место она занимает в обществе: высшее, или она находится в подчинении, или вовсе его не имеет. Некрасов прекрасно ощущает ту истину, что если простая женщина из народа страдает от непосильного труда, то дворянская дама также не имеет никаких свобод, она обязана следовать писаным и неписаным законам, установленных в ее круге.
Героини Некрасова — это самоотверженные, сильные женщины, которые способны на самопожертвование ради тех, кого они любят.
Княгиня Трубецкая — это ярчайший женский образ Некрасова. Княгиня Трубецкая в произведении является примером благородства, стойкости и самоотречения. Привыкшая к светскому великолепию, роскоши и достатку, она отрекаются от всех этих благ ради того, чтобы отправиться вслед за своим мужем-декабристом, сосланным в Сибирь.
Лживое, глупое высшее общество стало для нее «маскарадом», «нахальной дряни торжество», где царят ханжество, а мужчины в нем — это сборище «Иуд». Трубецкая презирает мужчин из светского общества, чье тщеславие и самолюбие не позволило им разделить участь декабристов, пожертвовать своими благами ради свободы, справедливости и счастья.
Княгиня Трубецкая выменивает суету светского мира «на подвиг бескорыстной любви». Она так же, как ее муж, хочет пострадать за свободу и за судьбу русского народа, который стонет бурлаками на волжских берегах.
Княгиня Трубецкая обречена на несправедливость, ее судьба несчастна, предопределена обществом, в котором она находится. Некрасов предписывает ей убогое, жалкое существование. И ни красота, ни сильный, веселый нрав не помогут ей изменить свою тяжелую женскую долю.
Уже в начале произведения Трубецкая прощается со своим отцом. Она не рада расставанию, но и отказаться от своего долга — быть рядом с мужем — она не может. Она уже успела принять решение, и готова ко всем трудностям, с которыми она столкнется.
В Иркутске ее встречает губернатор, который также пытается ее отговорить. Он применяет все хитрости и возможности, которыми владеет, но Трубецкая непреклонна. Сначала губернатор пытается через родственные чувства отговорить княгиню от поездки, он утверждает, что ее отъезд попросту убил ее отца. Но Трубецкая говорит, что любит отца, но долг супружества для нее — «выше и святей».
Губернатор пытается испугать женщину ужасными для жизни сибирскими условиями, и что если она падет духом в таких условиях — это еще больше ослабит и огорчит ее мужа. Но Трубецкая отвечает «… я слез не принесу». Губернатор пытается провести яркую параллель между веселой светской жизнью и темной, непривлекательно тюремной. Но Трубецкая отвечает, что ей нет места в таком обществе без ее мужа. И даже жизнь с другими каторжниками без титула и должных отношений не пугает Трубецкую.
Губернатор поражен непреклонностью, бесстрашием, целеустремленностью женщины, и сдается, отдав приказ запрячь лошадей.
Образ княгини Трубецкой воспевает чудесные черты русских женщин, их огромную силу воли, преданность, гордость и чувство собственного достоинства.
Образ княгини Трубецкой в поэме «Русские женщины»