Образ княгини Волконской в поэме Некрасова «Русские женщины»
Прототип и героиня поэмы
М. Волконская — главная героиня поэмы «Княгиня Волконская», второй части поэмы «Русские женщины».
Некрасов изучил записки М. Н. Волконской, предоставленные ему сыном М. С. Волконским, и в целом опирался на них, но отдельные детали менял ради художественности. Например, Волконская встретилась с мужем в тюрьме, а не в руднике, как в поэме. Некоторые современники обвиняли Некрасова в том, что образ Волконской получился недостаточно аристократичным.
Но без эмоциональной героини поэма утратила бы лиричность.
Семья Марии Волконской
Отец Марии — генерал Н. Н. Раевский, но его имя не называется в поэме. Уже в 19 лет он стал полковым командиром, храбро участвовал во многих сражениях, прославился в войне 1812 года. Тяготы походов с ним разделяла семья. Отец был крутого нрава.
Матери он казался почти божеством, а дети любили отца в герое. Отец научил Марию не щадить ничего, служа долгу. Он до последнего не верил, что дочь его ослушается.
Он не только не благословил ее перед отъездом, но обещал проклясть, если она не вернется через год.
Волконская в девичестве
Мария была научена всему, что положено знать богатой дворянке, хорошо пела и была «царицею бала», когда приезжали гости. Мария была хороша собой. В ее автопортрете краски яркие.
Некрасов описывает ее лицо и фигуру с помощью эпитетов и метафор: голубой огонь томных очей, черная с синим отливом коса, смуглое красивое личико, яркий румянец, высокий рост, гибкий стан, гордая поступь.
Как Мария стала женой декабриста
Мария вышла замуж по велению отца: «Ты будешь с ним счастлива!» — круто решил старик». Девушка не смела возражать.
Мария не была единомышленницей мужа, даже не подозревала о его общественной деятельности. Правду она узнала, прочтя «в самом приговоре»: ее муж был заговорщиком и готовил войска к низверженью властей.
Поговорив с отцом, Волконская понимает, что ее муж — не преступник, а герой, и принимает решение ехать за мужем в Сибирь: «Сибирь так ужасна, Сибирь далека, но люди живут и в Сибири».
Отношения с мужем
Перед отъездом Мария рассказывает отцу, как развивалась ее любовь к мужу. Сначала она полюбила в нем героя, слушая рассказы о нем. Потом она полюбила в Сергее отца своего ребенка.
И только в тюрьме ей открылась «лучшая сердца любовь». Мария полюбила его, как Христа, как мученика за благородную идею. Волконский отпустил ее, но она повторяла: «Каторга нас не разлучит».
Только в руднике Волконская поняла муки мужа, его силу и готовность страдать.
Переворот сознания
Вся семья уговаривала Марию не ехать: «Напрасна великая жертва твоя, найдешь ты там только могилу!»
В 20 лет Мария Волконская поняла, что за нее все решал отец, она не умела думать. Когда она столкнулась с несчастьями, то пережила бурю чувств: бессилие, гнев, волнение. В беседе с отцом Мария осознала, что ею движет чувство долга.
У нее нет выбора — ехать или не ехать. Она будет Свободна только в ссылке, свободна от собственной совести и от укоров общества: «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я… Так небу угодно!»
Долг перед сыном
Мария выбирает того, кому она больше нужна, того, кто в неволе — мужа. Сына она оставляет «в семействе родном» на попечении сестры, которая обещала быть ему как мать. Символично, что в последнюю ночь перед отъездом ребенок играет печатью письма Николая, которым заручилась Мария, чтобы ее не вернули с дороги.
Первенец Волконской вскоре умер, но в поэме об этом не сказано.
Смирение в пути
Куда бы ни приезжала Мария, она становилась «героинею дня». В Москве она встретила Пушкина, передавшего ей послание декабристам. Он дает Марии установку, которой она будет следовать всю жизнь: блажен, кто меняет суету света на подвиг бескорыстной любви. И все-таки на первом привале в Казани графиня повздыхала, глядя на бал.
Окончательно смиряется Мария в конце пути, когда жизнь света уже не важна, и на балу, устроенном в Нерчинске в ее честь, она засыпает на диване.
В путешествии Мария подобна героине волшебной сказки. Ей враждебна природа . К ее судьбе и судьбе декабристов равнодушны некоторые люди.
Но у нее есть и бескорыстные помощники. У входа на рудник Волконская делает вывод: «Ты любишь несчастного, русский народ! Страдания нас породнили…» Даже сам рудник как будто хранит Волконскую и ведет ее к цели.
Дружба как живительная сила
Трубецкая поддержала Волконскую в правильности выбора. Они потеряли игрушки и тщеславье, а теперь перед ними «дорога добра, дорога избранников Бога». Дружба дала силы дойти до конца, вместе легче снести самые трудные муки.
Образ княгини Волконской в поэме Некрасова «Русские женщины»