Образ Левина в романе «Анна Каренина»
Константин Левин является одним из первостепенных героев романа «Анна Каренина». По сравнению с сюжетной линией, затрагивающей Вронского или Каренина, его жизнь кажется более спокойной, без особенно резких поворотов. Но тонко выписанные движения души Левина свидетельствуют о том, что автор наделял его своими переживаниями и считал их столь же важными, как события внешнего мира.
О сходстве героя и его создателя свидетельствует и созвучие имен , и внешнее описание: «сильно сложенный широкоплечий человек с курчавою бородой», «умное, мужественное лицо».
С самых первых глав романа Толстой описывает Левина как человека неспокойного: он легко краснеет и легко сердится, насмехается над непонятным ему образом жизни. Он самолюбив и не терпит, когда его воспринимают не как Константина Левина, а как брата знаменитого Кознышева. Он до крайности застенчив и столь низко ценит себя перед девушкой, в которую влюблен, «что не могло быть и мысли о том, чтобы другие и она сама признали его достойным ее».
Эти чувства, так легко завладевающие Левиным, свидетельствуют о том, что он полнокровно и страстно ощущает каждую минуту жизни. Для Константина почти нет полутонов: занимаясь хозяйством, нужно входить в каждую мелочь дела и ходить на покос; получив согласие невесты на брак, нужно наделять своей эйфорией каждого встречного; боготворя жену, нужно настолько ограждать ее от всего «недостойного», что можно даже выставить вон гостя .
Его натуру можно назвать незрелой, и не только из-за почти подросткового максимализма, но и из-за вечных поисков смысла жизни, «правды жизни».
Толстой создавал своего героя уже после ночи «арзамасского ужаса», которая заставила его переосмыслить все сущее. Единственная глава романа, имеющая особое название , показывает нам особое отношение и Левина к уходу в мир иной. То, что «уяснялось» для его брата Николая, оставалось тайной для наблюдателя. «Ужас пред неразгаданностью и вместе близостью и неизбежностью смерти» ощущает Левин, те же чувства волной захлестнули Льва Толстого в Арзамасе.
Словно не желая оставлять своего героя наедине с этими переживаниями, автор являет Левину новое чудо — ожидание ребенка.
В этом периоде Константин вновь показан как человек больших страстей: его отношение к жене , его поведение во время родов Кити — это крайности. Но крайности, идущие от искренности, от полноты ощущения жизни. Этот сильный человек обладает столь же сильной натурой, которая увлекает его за пределы условностей и ограничений.
Для дворянина того времени эти черты не слишком свойственны: молодое поколение только начинало всерьез задумываться о том, должно ли все в этом мире быть устроено так, как есть. Взгляды Левина, выражаемые в его небольшом мирке , метания натуры в этих вполне комфортных условиях порой выглядят немного смешно. И это, пожалуй, единственное, в чем Толстой осуждает своего героя: он ограничен только своею жизнью, не хочет взглянуть за ее пределы, задуматься о переустройстве не только хозяйства, но и общества в целом.
Революционные взгляды, свойственные Льву Николаевичу, не находят отражения в образе Левина.
Особенное стремление к искренности, страстное, упорное, отличающее Константина, крайне редко встречается в мужчинах. Отдать своей возлюбленной, невинной, «как голубь», дневники с описанием интимных переживаний — поступок столь же смелый, сколь и недальновидный. Это стремление эгоистично: заботясь только о том, чтобы между ним и женой не было преград, Левин совершенно не задумывается о том, какую боль причинят Кити эти записи.
То же касается его попыток постижения жизни: в раздумьях о ее смысле и назначении он приходит в тупик, и это так влияет на него, что Константин — счастливый семьянин и радушный хозяин — всерьез задумывается о самоубийстве, вновь совершенно не беря в расчет своих близких. А когда начинает искать исцеления в семье, в привычных домашних делах, то сразу же «заземляется», его покидают высокие устремления. Автор и рад этой перемене в жизни своего героя, и немного осуждает за нее: разменяться на уютный быт, по мнению Толстого, означало конец жизни духовной.
Крепко стоящий на земле, страстный, искренний и думающий человек, Левин, остается таким до последней строки о нем. И только его примирение, компромисс с «неправильно устроенной» действительностью показывают, что сам автор хотел избежать такой участи и считал ее недостойной такой личности.
Образ Левина в романе «Анна Каренина»