Образ «маленького человека» и его воплощение в произведениях отечественной классики XIX века
К жизни простого, ничем не примечательного человека обращались в своем творчестве многие писатели, ибо подобный герой существовал во все времена. А. С. Пушкин был едва ли не первым, кто постарался показать истинное существование простого человека. В «Станционном смотрителе» он приподнимает своего героя и показывает, что его внутренний мир намного богаче и привлекательнее мира тех людей, с которыми ему приходится сталкиваться. Любовь к дочери Дуне заставляет его решится поехать в Петербург и там искать ее.
Но им так и не суждено было встретиться. Узнав о печальной судьбе своей Дуни, Самсон Вырин упал духом. Постепенно он начинает «опускаться», сильно пить, наконец, умирает.
Пушкин пишет, что его герою советовали обратиться к властям за помощью, но он отказался, смирившись со сложившимися обстоятельствами.
Образ станционного смотрителя стал прямым предшественником Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Гоголя «Шинель». Автор правдиво воспроизводит жизнь ординарного человека — жертвы несправедливого социального порядка. С горячим сочувствием изображается в повести судьба этого «вечного титулярного советника», предмета постоянных насмешек и унижений. Бессмысленная работа и убогость существования лишала его способности развития, он не знал никаких привязанностей и развлечений, кроме переписывания бумаг.
Вся мечта Башмачкина о лучшей жизни воплотилась в шинели, кража которой оказалась кражей всей его жизни.
Мотив гуманности и сострадания переплетается в повести с сатирическим обличием бесчеловечности и грубости, царящих в жизни. В образе «значительного лица» воплощена жестокая бюрократическая система, не способная защитить «маленького человека».
Как Пушкин и Гоголь, к теме «маленького человека» обращался Ф. М. Достоевский в романе в письмах «Бедные люди». Герой этого произведения, Макар Девушкин — мелкий чиновник, придавленный горем и нуждой. Он переписывается со своей возлюбленной — Варенькой, которой рассказывает о своей трудной жизни.
Форма писем помогает писателю раскрыть внутренний мир героев. Этот мир богат и интересен, внешние обстоятельства не делают героев произведения жестокими и очерствевшими. Герои Достоевского сохраняют чувство собственного достоинства, но жизнь их тяжела и скудна.
Таким образом, можно говорить о том, что тему «маленькому человеку» русские писатели раскрывают по-разному, в разных аспектах, но всех их отличает гуманистический подход к своим героям, утверждение основ справедливости по отношению к «маленькому человеку».
Образ «маленького человека» и его воплощение в произведениях отечественной классики XIX века