Образ Наполеона в романе «Война и мир»
Роман-эпопея «Война и мир» изобилует персонажами — как вымышленными, так и реальными историческими личностями. Важное место среди них занимает фигура Наполеона — не случайно его образ присутствует с первых страниц произведения и до эпилога.
Почему Толстой уделил такое внимание Бонапарту? С этой фигурой он связывает важнейшие философско-нравственные вопросы, прежде всего, понимание роли выдающихся личностей в истории.
Писатель выстраивает образ французского императора в двух проекциях: Наполеона — полководца и Наполеона — человека.
Описывая Аустерлицкое сражение и Бородинскую битву, Толстой отмечает безусловный опыт, талант и военную эрудицию Наполеона-полководца. Но при этом гораздо более пристальное внимание он акцентирует на социально-психологическом портрете императора.
В первых двух томах Наполеон показан глазами героев — Пьера Безухова, князя Андрея Болконского. Романтический ореол героя будоражил умы современников. Об этом свидетельствует и восторг французских войск, увидевших своего кумира, и пылкая речь Пьера в салоне Анны Шерер в защиту Наполеона, «великого человека, сумевшего подняться над революцией».
Позиция самого автора раскрывается во второй части эпопеи, где Толстой последовательно развенчивает этот ореол ложного величия, намеренно жертвуя при этом исторической достоверностью.
Даже при описании внешности «великого человека» писатель многократно повторяет определения «маленький», «жирные ляжки», приземляя образ императора и подчеркивая его обычность.
Толстой специально показывает цинизм образа Наполеона и негативные черты. При этом это не столько личные качества этого человека, сколько манера поведения — «положение обязывает».
Бонапарт сам практически поверил в то, что он — «сверхчеловек», вершащий судьбы других людей. Все, что он делает, «есть история», даже дрожь левой икры. Отсюда напыщенность манер и речи, самоуверенное холодное выражение лица, постоянное позерство. Наполеон вечно озабочен тем, как он выглядит в глазах окружающих, соответствует ли образу героя.
Даже его жесты призваны привлекать внимание — он дает сигнал к началу Аустерлицкого сражения взмахом снятой перчатки. Все эти черты характера эгоцентричной личности — тщеславие, самовлюбленность, надменность, актерство — никак не сочетаются с величием.
По сути, Толстой показывает Наполеона глубоко ущербным человеком, ведь он — нравственно беден, ему не знакомы радости жизни, у него нет «любви, поэзии, нежности». Даже человеческие чувства французский император имитирует. Получив от жены портрет сына, он «сделал вид задумчивой нежности».
Толстой дает уничижительную характеристику Бонапарту, написав: «…никогда, до конца жизни, не мог понимать он ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих поступков, которые были слишком противоположны добру и правде…».
Наполеон глубоко равнодушен к судьбам других людей: они лишь пешки в большой игре под названием «власть и могущество», а война похожа на движение шахматных фигур на доске. В жизни он «смотрит мимо людей» — и объезжая после битвы усеянное трупами Аустерлицкое поле, и равнодушно отворачиваясь от польских уланов при переправе через реку Вилия. Болконский говорит о Наполеоне, что он был «счастливым от несчастья других».
Даже видя страшную картину Бородинского поля после сражения, император Франции «находил причины радоваться». Погубленные жизни — основа счастья Наполеона.
Попирая все нравственные законы, исповедуя принцип «Победителей не судят», Наполеон в буквальном смысле идет по трупам к власти, славе и могуществу.
По воле Наполеона происходит «страшное дело» — война. Именно поэтому Толстой отказывает Наполеону в величии, вслед за Пушкиным полагая, что «гений и злодейство — несовместимы».
Образ Наполеона в романе «Война и мир»