Образ народного героя воплотившего бунтарский дух русского крестьянина
В центре романов «Дубровский» и «Капитанская дочка» проблема крестьянского восстания, что непосредственно связано с ростом стихийного народного движения в 30-е годы в социально-бытовом романе «Дубровский» эта проблема соотнесена с внутрисосновным конфликтом между Троекуровым и Дубровским, который, правда, носит не личный, а общественный характере Крестьянскими выступлениями в романе руководит обедневший дворянин, выступающий против самодурства отдельных помещиков, бюрократических злоупотреблений местных властей, В сюжете романа есть отголоски «авантюрного» жанра, а Дубровский наделен чертами романтически «благородного» разбойника-мстителя. Следует внимательно проанализировать пушкинское мастерство реалистической типизации при создании образа Троекурова. Если отношения Троекурова с крестьянами, с бедными дворянами, с властями, в семейном быту многосторонне рисуют характер человека определенных привычек и среды и изображены в реалистическом плане, то взаимоотношения Владимира и Маши даны в романтическом ключе. В «Капитанской дочке» романтическая история взаимоотношений Гринева, Маши Мироновой и Швабрина имеет уже существенную связь с общей идеей романа. В конфликте между двумя представителями дворянской среды — Гриневым и Швабриным — Пушкин видит нечто сходное с конфликтом Андрея Дубровского и Троекурова; «старинное» дворянство, столь много сделавшее для укрепления русской государственности, ныне разоряется, будучи оттеснено от власти ловкими, бесчестивши интриганами, бессовестными фаворитами, представляющими «новую знать». В трудную минуту не Швабрин, а именно Гринев, руководствуясь заветами оппозиционно настроенного к петербургским «выскочкам» отца «беречь честь смолоду», проявляет подлинную независимость, верность долгу, воинской присяге и добродетели (конечно, в их сословном понимании). Повествование ведется от лица Гринева, сохраняющего свою точку зрения на происходящие события неизменной.
Это позволяет Пушкину проявить наибольшую объективность в изображении всей сложности «крестьянской революции». Гринев — один из лучших людей своей эпохи, он симпатизирует Пугачеву, хотя и не понимает подлинного смысла происходящих событий, В. О. Ключевский точно определил историческую характерность этого образа; «Недоросль — самое простое и вседневное явление, к тому же не лишенное довольно почтенных качеств» Это — пехотные армейские офицеры, и в этом чине они с русскими солдатами вынесли на своих плечах дорогие лавры Минихов, Румян — Эта проблема воплощается частично в «Сценах из рыцарских времен», цевых и Суворовых» и в характере Гринева Пушкин попытался воплотить свои мысли из заметок «О дворянстве», где изложена программа создания в России особого просвещенного сословия, которое могло бы «представлять» народ и защищать его перед лицом государственной власти» Петр Гринев — это не только незадачливый дворянский офицер, но и человек долга и чести, в котором глубоки и прочны семейные нравственные устои.
Огромное значение имеет образ народного героя Пугачева, наиболее полно воплотившего бунтарский дух русского крестьянина, его мужество, широту натуры, одаренность. В массовых сценах особенно выразительны образы восставших крестьян, соратников Пугачева, Хлопуши и Белобородою.
Образ народного героя воплотившего бунтарский дух русского крестьянина