Образ Пугачева в «Капитанской дочке»
Роман А. С. Пушкина » Капитанская дочка» издан 22 декабря 1836 года в журнале «Современник». Это было последнее произведение, напечатанное при его жизни. «Капитанская дочка» — это иллюстрация к истории пугачевского бунта. Повествование ведется от лица мемуариста Петра Андреевича Гринева, который описывает свое участие в событиях 1772-1774 годов, когда ему было 16-18 лет. Образ Пугачева раскрывается в эпизодах нескольких встреч с Петрушей Гриневым. Впервые Петруша сталкивается с Пугачевым во время бурана по дороге из Симбирска в Оренбург.
В степи во время бурана легко одетый Пугачев советует остановиться и переждать, а потом он найдет дорогу по звездам. Когда ветер потянул справа, Пугачев почувствовал дым оттуда и вывел всех к постоялому двору. Рассказчик отмечает: «Сметливость его и тонкость чутья меня изумили».
Мы же обратим внимание еще и на крепкое здоровье Пугачева, который зимой идет пешком по степи «в одном худеньком армяке».
На постоялом дворе Пугачев получает от Петруши за свою услугу стакан вина, полтину на водку и заячий тулуп. «Век не забуду ваших милостей»,- говорит Пугачев и оказывается верным своему слову в дальнейших событиях. Во время разговора Пугачева с хозяином постоялого двора оба обнаруживают знание народных поговорок в иносказательном обсуждении волнений Яиц-кого войска в 1772 году. Вторая встреча Петруши с Пугачевым происходит после захвата восставшими Белогорской крепости. Образ Пугачева, объявивший себя государем Петром Федоровичем, ехал на белом коне в красном кафтане. «Жители выходили с хлебом и солью». Политическая интрига образа Пугачева состояла в том, что после убийства Екатериной II Петра Федоровича царствовать должен был наследник — сын Петра III, Павел.
То есть самозванкой была сама Екатерина П. Автору в тексте романа об этом нельзя было сказать, и Пугачев ссылается только на Гришку Отрепьева. В Белогорской крепости Образ Пугачева вершил суд по принципу: кто присягал ему — того миловал, кто от-казывался — казнил. Чтобы помиловать Петрушу, Пугачеву пришлось нарушить принцип. Далее Пугачев проявил хитрость, доброту и деликатность, когда сказал про отказавшегося целовать ему руку Петрушу, что «его благородие… одурел от радости».
Казак, посланный с приглашением для Петруши на военный совет, похвалил Пугачева: «Персона знатная: за обедом скушать изволил двух жареных поросят, а парится так жарко, что и Тарас Курочкин не вытерпел… насилу холодной водой откачался». На военном совете все «обходились между собою как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю». Образ Пугачева — образ чести и слова. Решив отпустить Пет-рушу, он не изменяет обещанию, хотя понимает, что Петруша будет снова воевать против восставших: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай на все четыре стороны…» И еще жалует Петруше лошадь, шубу и «полтину денег».
Из эпизода с прошением Савельича по имуществу Гринева читатель догадывается, что Пугачев не умеет читать. Следующая встреча Гринева с Пугачевым произошла после повторного пленения Петруши в стычке у Бердской слободы . Петруша объяснил Пугачеву, что едет «избавить сироту», которую обижают в Белогорской крепости. «Кто из моих людей смеет обижать сироту?
Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет. …Он узнает, каково у меня своевольничать и обижать народ». Белобородое предложил повесить Петрушу, но Пугачев не согласился, «помня стакан вина и заячий тулуп». Масштабность военных действий Пугачев харак-теризует результатами сражения под Юзевой: «Сорок генералов убито, четыре армии взято в полон». Настойчивость Пугачева видна из того, что после поражения под «крепостию Татищевой» он собрал на сибирских заводах новые отряды, и «слух о его успехах снова распространился». При этом ему приходится опасаться собственных соратников, которые могут «свою шею» выкупить его головою.
На последней странице романа Пушкин снова сводит вместе Пугачева и Гринева. Гринев присутствует при казни Пугачева, который в эту жуткую минуту не теряет самообладания. Он узнал Гринева в толпе, «кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и ок-ровавленная, показана была народу». В небольшом романе Пушкину удалось нарисовать очень яркий и многосторонний портрет Пугачева. Образ Пугачева в романе получился вторым основным героем.
Читатель благодарен А. С. Пушкину за талантливое изображение реальных исторических событий а персонажей.
Образ Пугачева в «Капитанской дочке»