Образ России в прозе И. А. Бунина
Как называется страна, в которой мы живем? Чуть более десятка лет назад не каждый взрослый мог быстро найти ответ на этот вопрос. Политические невзгоды, экономические потрясения по сей день лихорадят нашу Родину. Вспоминаются слова из песни к кинофильму «Щит и меч»: «С чего начинается Родина…?» Видимо, у каждого свой ответ на этот вопрос…Одно я знаю точно — Родину не выбирают! Можно уехать в другую страну, сменить гражданство, но отметка в паспорте не сможет вытеснить из сердца память о месте, где ты родился, каким бы неказистым оно ни было.
Ностальгия все равно будет возвращать к истокам. Подтверждение можно найти в творчестве многих русских писателей 20 века, вынужденных волею судьбы покинуть Россию. Таковы, например, произведения И. А. Бунина. Его рассказы проникнуты трагическим ощущением обреченности старого мира России, близкого и родственного писателю, с которым он был связан происхождением и воспитанием. Художнику были особенно дороги те черты прошлого, которые несли на себе печать утонченного дворянского восприятия красоты и гармонии мира. «Дух этой среды, романтизированный моим воображением, казался мне тем прекраснее, что навеки исчезал на моих глазах», — напишет он впоследствии.
Самыми яркими произведениями Бунина на тему России являются рассказы «Деревня» и «Суходол». В первой «жестокой» повести на примере судьбы братьев Красовых автором показаны разложение и гибель крестьянского мира, причем разложение и внешнее, бытовое, и внутреннее, нравственное. Крестьянская жизнь полна уродства и дикости. На фоне разорения и нищеты большинства мужиков показано стремительное обогащение таких, как Тихон Красов, подчинивший всю свою жизнь погоне за деньгами.
Но материальные блага не приносят герою счастья, а только губят его как личность. Бунин в рассказе упоминает события первой русской революции. Бурлит многоголосая мужицкая сходка, разносятся невероятные слухи, пылают помещичьи усадьбы, отчаянно гуляет беднота. Все эти события в «Деревне» вносят разлад и смятение в души людей, показывают, какие беды и страдания принесла революция. Солдат, знающий о связи Тихона Красова с его женой, униженно просит хозяина не выгонять его со службы, зверски избивая молодую.
Весь свой век ищет правду поэт-самоучка Кузьма Красов, мучительно переживая бессмысленное и жестокое поведение мужиков. Все это говорит о неспособности крестьян разумно устроить свою судьбу, об их разобщенности. В повести «Суходол» Бунин обращается к крепостническому прошлому России.
В центре повествования — судьба обедневшего дворянского рода Хрущевых и их дворовых. В жизни героев этой повести, как и в предыдущем рассказе, много странного, дикого, ненормального. Показательна судьба Натальи, бывшей крепостной няни молодых Хрущевых.
Эта незаурядная и одаренная девушка лишена возможности реализовать свои способности. Ее жизнь нещадно изломана господами, которые обрекают Наталью на позор и унижение за такой «страшный» проступок, как любовь к молодому барину Петру Петровичу. Ведь именно это чувство явилось причиной кражи складного зеркальца, поразившего дворовую девчонку своей красотой. Какое счастье испытала Наташа, сурьмив брови перед зеркалом, чтобы понравиться своему кумиру!
И сколько стыда и позора испытала она, когда ее на глазах всей дворни посадили на навозную телегу и отправили на далекий хутор… После возвращения Наталья подвергается жестоким издевательствам барышни, которые переносит со стоической покорностью судьбе. Любовь, семейное счастье, теплота и гармония человеческих отношений недоступны крепостной женщине. Поэтому вся сила и глубина чувств Натальи проявляется в ее трогательной привязанности к господам, преданности Суходолу.
Крепостнический строй калечит не только крестьян, но и представителей дворянской среды. Нелепа и трагична судьба Хрущевых. Сходит с ума барышня Тоня, погибает под копытами коня Петр Петрович, умирает от руки крепостного слабоумный дедушка Петр Кириллович. Извращенность и уродство отношений господ и слуг очень точно выразила Наталья: «Над барчуком и дедушкой Герваська измывался, а надо мной — барышня.
Барчук, — а, по правде сказать, и сами дедушка, — в Герваське души не чаяли, а я в ней». Вот так любовь привела в конечном итоге к смерти… В чем же причина того, что даже светлые чувства порождают позор или даже смерть? Конечно, во многом здесь виновата крепостническая действительность.
Но повесть Бунина, не заостряя социальных противоречий, более широко и глубоко раскрывает эту проблему, переводя ее в плоскость человеческих отношений, свойственных любому времени. Дело не только в общественно-политическом строе, но и в несовершенстве человека, которому часто не достает силы бороться с обстоятельствами. Бунин в своих рассказах показывал Россию такой, какая она есть, то есть не приукрашивал действительность, но и не представлял все только в серых тонах. В произведениях он пытался разобраться в загадочной русской душе. «Умом Россию не понять», — утверждают классики.
Бунин же пытался понять Россию через людей, ведь человеческие чувства, менталитет и характеры русских мужчин и женщин и есть страна, в которой мы живем.
Образ России в прозе И. А. Бунина