Образ русской женщины в творчестве М. А. Некрасова
«Величественная славянка» стала героиней многих стихов и поэм Некрасова. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от унижений моральных. Тем не менее, нельзя сказать, что русская женщина возникает в стихах Некрасова только лишь в образе замученной работой крестьянки, на жизни которой отразились все социальные противоречия страны. ЕСТЬ в поэзии Некрасова и другой тип — тип, в котором воплотились народные представления о настоящей красавице, румяной, живой, трудолюбивой. Некрасов обращает внимание на внутреннюю красоту, душевное богатство русской крестьянки. Некрасов воспевает стойкость, гордость, достоинство, заботу о семье, о детях в образе русской женщины. Наиболее полно этот образ был раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это Матрена Корчагина. Одна из частей имеет название «Крестьянка». Матрена самая рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отразилась тяжелая судьба русской женщины: разлука с мужчиной, вечные унижения, страдание матери, которая потеряла сына, пожара, падеж скота, неурожай. Тем не менее, эти испытания не сломили ее духа, она сохранила свое человеческое достоинство. Образ Матрены Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии.
Характер героини закаляется именно в этих тяжелых испытаниях. Это — женщина большого ума, самоотверженная, волевая, решительная. В ее языке наблюдаются фольклорные особенности: повторы, постоянные эпитеты, восклицательные формы, обращение, большое количество уменьшительно-ласковых слов. Эти особенности делают язык неповторимо индивидуальным, предоставляют ей живости, эмоциональности. Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одаренной, талантливой. Описывая тип «величественной славянки», Некрасов находит таких женщин не только с крестьянской среде. Лучшие духовные качества: сила воли, умение любить, верность — роднят Матрену с героинями поэмы «Русские женщины». Произведение состоит из двух частей: первая посвященная княгине Трубецкой, а вторая — княгини Волконской. Княгиню Трубецкую Некрасов показывает будто сбоку, рисует внешние трудности, которые встретились на ее пути. Недаром центральное место в этой части занимает сцена с губернатором, который пугает княгиню злоключениями, которые ожидают ее:
Острожным жестким сухарем И жизнью взаперти, Позором, ужасом, трудом этапного пути…
Все доказательства губернатора, который пугает Трубецкую тяжелой жизню в Сибири, теряют свою силу перед мужеством героини, ее горячей готовностью быть верной своей обязанности. Служение высшей целые, выполнение святой обязанности для нее выше больше всего личное:
Но знаю: к родине любовь Соперница моя…
Рассказ во второй части поэмы ведется от первого лица — от лица княгини Волконской. Благодаря этому яснее понимаешь глубину страданий, которая перенесла героиня. В этой части также есть спор, за напряжением равнозначная разговору губернатора и Трубецкой:
— Ты всех безрассудно бросаешь. За что же? — Я долг исполняю, отец. Делить с ним радость, Делить и тюрьму Должна я, так небу угодно!
Поступок жен декабристов имеет религиозную-приподнятую окраска. Замена начального названия «Декабристки» на «Русские женщины» подчеркнула, что героизм, сила духа, моральная красота присущий русской женщине испокон века. Некрасов показал, что образ «величественной славянки» не принадлежит одному социальной прослойке. Этот тип женщин — всенародный, его можно встретить и в крестьянском дому, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его — духовная красота. О чем бы ни писал Некрасов: или о крестьянской работе, о русской природе, о жизни крестьянской бедности, о воле или о русских женщинах, вся его поэзия — это чудесный источник неисчерпаемой любви к родине, человеку. Надо отдать должное М. А. Некрасову, который сумел создать в русской литературе такой замечательный образ женщины, верной своей обязанности, которая поражает своей целостностью.
Образ женщины-труженицы созданный поэтом, навсегда западает в душу. Женщина-крестьянка часто ощущала не только социальный гнет, но и бытовой. Вот как об этом пишет Некрасов в поэме «Мороз, Красный нос»:
Три тяжкие долы имела судьба. И первая судьба: с рабом повенчаться, Вторая — бить матерью сына раба. А третья — к гробу рабу подчиняться.
Некрасов убежден в могущественный моральной силе народа. Верит, что «ключи от счастья женского», «заброшенные и утерянные у бога самого», обнаружатся. Эта вера оказалась пророческой. Наш народ, как мечтал поэт, вышел на «широкую и ясную» дорогу жизни. Прав был М. О. Некрасов, утверждая, что «народа русскому ограничение не нужны».
Образ русской женщины в творчестве М. А. Некрасова