Образ святого в духовной литературе
В качестве домашнего задания ребятам было предложено выполнить задание учебника : обратить внимание на то, благодаря чему в нашем восприятии создается образ святого Сергия Радонежского, заступника и молитвенника за русскую землю. Подсказка к способу выполнения задания: отметь карандашом в тексте слова, характеризующие героя, на полях проставь условные обозначения .
Начало урока
Учитель. Какие впечатления и ощущения остались у вас после прочтения жития Сергия Радонежского?
Дети.
— Удивился чудесным возможностям героя.
— Захотелось посетить святые места. Это реальные места, а значит, и чудотворство Сергия Радонежского было возможно.
— Мне было сложно читать, так как в тексте много новых слов, фраз из молитв.
— Такого не бывает, но читать было интересно.
— Сергий всего себя отдал Богу, это трудно понять и представить.
Учитель. Какие из слов, называющих наши эмоциональные состояния, подошли бы к вашим после знакомства с текстом жития?
(На доске записаны слова: восхищение, изумление, преклонение, неверие, безмолвие, восторг, радость, грусть, скорбь, сострадание, боязнь, боль, ужас.
Далее желающие из детей выбирают подходящие для эмоционального состояния слова, объясняют свой выбор.)
Учитель. Какими словами охарактеризован в тексте жития Сергий Радонежский? Приведите примеры обнаруженных вами эпитетов, перифраз.
Дети. Преподобный, богоносный, новый чудотворец, благоразумный отрок, светильник миру, совершенный муж, служитель Святой Троицы, блаженный…
Учитель. Можно ли считать названные слова и словосочетания синонимичными? Какое из слов вы бы поставили во главу синонимического ряда, почему?
Дети. Это слова Преподобный и Блаженный, так как они чаще встречаются в тексте.
Учитель. Размышляем над словами. Какое слово, хорошо знакомое вам, «спряталось» в слове Преподобный?
Дети. Подобный, то есть Похожий.
Учитель. На кого, по-вашему, похож Сергий Радонежский?
Дети. На Бога, на святого Иоанна Предтечу .
Учитель. Что обозначает приставка Пре — в русском языке?
Дети. Она близка к значению слова Очень.
Учитель. Знаете ли вы, почему герой в отрочестве изменил имя Варфоломей на Сергий?
Дети выдвигают свои гипотезы.
— Имя Сергий больше похоже на русское имя.
— Имя Сергий лучше сочетается со второй частью — Радонежский.
— Он изменил жизнь и поэтому сменил имя.
Учитель. Есть толкование, согласно которому римское имя Сергиус произошло, возможно, от Сервус, что означало «служитель».
Дети. Значит, само имя героя можно соотнести с делом всей его жизни — служением Богу.
Учитель. Обратимся к другой характеристике Сергия Радонежского.
Блаженный — счастливый, божий угодник.
Вспомним стихи о евангельских блаженствах. Кого Библия называет Блаженными? Кто обретет счастье на небесах?
; Дети, обращаясь к своим отметкам в тексте, находят доказательства того, что позволяет считать Сергия Радонежского блаженным.)
Блаженны нищие духом…
Блаженны плачущие
Блаженны кроткие
Блаженны алчущие и жаждущие правды…
Блаженны милостивые
Блаженны чистые сердцем
Блаженны миротворцы
Блаженны изгнанные за правду
Далее на уроке обсуждаются способы создания художественного образа героя в жанре жития, при этом отмечается преобладание характеристик через поступок, поведение, отношение к событиям.
Дети читают и комментируют характеристики героя, используя текст жития.
Во время ответов детей останавливаю их внимание на церковной лексике и значениях слов, которые объясняются в сносках учебника; формы обращения в молитвах Боже, Отче ; другие слова и обороты речи, характерные как для текстов духовной литературы, так и для древнего языка.
Семиклассники знакомы с понятием вводных слов, их в тексте жития много. Обнаруживая в работе с текстом вводные конструкции, ребята объясняют их роль. Они замечают, что присутствие вводных конструкций указывает на рассказчика , и его отношение ко всему, о чем он ведет рассказ, тоже можно обнаружить по содержанию вводных слов…
Задание, которым заканчиваю этот урок: сопоставьте своего кумира и идеал верующего человека далекой Древней Руси. Какие качества героя жития вы бы хотели видеть у своего кумира?
Частыми среди ответов оказались следующие качества: простота, скромность, внимание к людям, доброта и милосердие.
Домашнее задание.
1. Выпишите из текста жития 3-5 предложений, которые содержат причастия и деепричастия. Как часто встречаются слова этих частей речи в древнем тексте?
2. Составьте словарик церковной лексики или кроссворд для запоминания этих слов.
Образ святого в духовной литературе