Образы автора и природы в романе «Евгений Онегин». Национальный колорит
Цель: развивать умение анализировать такие способы высказывания авторской позиции, как эпиграфы, лирические отступления и пейзажи; понимать психологическую мотивацию поведения героев, формировать навыки аргументированной дискуссии; воспитывать у учеников толерантность и уважение к мыслям других.
Оборудование: портрет А. Пушкина; репродукции картин русских художников с изображением пейзажей (К. Коровин. «Зимой», П. Крижицкий «Зима», «Зимний пейзаж», Г. Пимоненко «Святочне ворожение», В. Суриков «Взятие зимнего городка»); аудиозапись произведения П. Чайковского «Времена года».
Тип урока: развитие связной речи; комбинированный.
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. Пушкин писал роман «Евгений Онегин» дольше, чем любое другое произведение,- на протяжении более чем 7 лет. Он писал роман и в Кишиневе, и в Одессе, и в Михайловском, и в Петербурге, и в Болдино — писал в разные времена и при разных жизненных обстоятельствах. За 7 лет много изменений произошло и в России, и в жизни поэта, и все эти изменения отобразились в романе. Роман стал поэтической хроникой исторической жизни России. О национальном колорите, картинах природы и образах автора в произведении мы сегодня будем говорить. (Ученики записывают тему урока).
II. АКтуализация опорных знаний.
1. Назовите героя романа, которому принадлежат слова
С героем нашего романа
Без предисловий, в то же время
Позвольте познакомить вас.
Онегин,- друг мой, я скажу,- родился на берегах Невы,
Где родились, может, и вы, прославились ли, мой читатель. Гулял и я там в давние дни…
(Здесь и далее перевод М. Рыльского).
Ожидаемый ответ.
Эти слова принадлежат действующему персонажу произведения. В романе его имя не называется, но речь ведется от первого лица: «я». Из его рассказа мы узнаем, что он был участником и свидетелем определенных событий романа; знаем его жизненную позицию, систему приоритетов и миропонимания. Это — образ автора. Итак, в романе двое главных героев: Онегин и сам поэт.
1. 2. Изменения, которые произошли с Онегиным после встречи с Татьяной в Петербурге.
2. Поэт, пылко влюбленный в Ольгу.
3. Прекраснейший женский образ романа.
4. Одна из характерных особенностей молодого Онегина.
5. Постоянно присутствующий «второй» герой романа.
6. Населенный пункт, в котором Пушкин закончил писать роман.
7. Мотивы поступков Ленского.
8. Жанр произведения «Евгений Онегин».
9. Черта характера, которая руководила поступками молодого Онегина.
III. РАбота над темой урока.
1. Работа в группах (количество групп зависит от уровня подготовленности класса).
А) Образ автора в романе.
Задача для исследования.
Из главы 1 узнайте, сколько строф автор посвящает рассказу о герое, сколько — лирическим отступлениям, сколько, чтобы пересказать слова героя, сколько, чтобы описать суть своих взаимоотношений с героем. Сделайте обобщения и выводы.
Ожидаемый ответ.
В разнохарактерности картин, в разнообразии настроений, в быстрых переходах от темы к теме прослеживается, прежде всего, личность автора. Он присутствует во всех сценах романа, комментирует, объясняет и оценивает их. Он присутствует как персонаж, свидетель, отчасти даже участник и историограф всех событий.
Б) Образ природы в романе.
Задача для групп.
Найти и зачитать описания природы, определить их значение в произведении.
Ожидаемый ответ.
День, два — новые были для него Одинокие нивы и сады, и суть бора векового, и плеск тихой воды; На третий поле, роща и травы — Все было уже неинтересное, а там клонило и ко сну; Постиг он истину печальную, Что и на селе отрады мало, Хотя там ни улиц, ни дворцов, Ни карт, ни стихов, ни балов. Скука его караулила, и бегала за ним она, Как тень или верная жена.
Село, где скучал Евгений, Было создано для утех; Там враг страсти неистовой Благословить бы небо мог. Дом господский уединением, От бури защищен горой, Стоял над рекой..
Примечание. Здесь и дальше приведены примеры цитатного материала; ученики могут подобрать другие, по собственному усмотрению.
Одним из важнейших видов авторских отступлений в произведении являются многочисленные поэтические зарисовки природы. Картины природы в романе — это его своеобразная музыкальная стихия, которая создает соответствующую атмосферу для изображаемого, это попытка через яркие картины отобразить состояние души героя. Русская природа в романе — это определенная основа, без которой и вне которой историческая жизнь выглядела бы как абсурдная и абстрактная. По связям с природой (или их отсутствием) мы можем определять духовность героев. Одни герои Пушкина живут будто вне природы — они лишены целостности. И наоборот, внутренняя близость к природе свидетельствует о гармоничности, моральном богатстве и целостности образа.
В) Характеристика других лирических отступлений в романе.
Учитель. В «Евгении Онегине» есть и другой вид лирических отступлений, которые можно охарактеризовать как короткие, эмоционально окрашенные экскурсы в русскую историю, прошлое автора и русский быт. Они помогают автору расширить хронологические рамки исторического пересказа. Изображенные Пушкиным городские пейзажи не менее органические, чем картины природы.
Некоторые лирические отступления имеют автобиографический характер. В них историческая действительность изображается поэтом через призму собственного неповторимого опыта:
В те дни, когда в садах лицея Я беззаботно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал, В те дни, при пениях лебединых, В обвитых тайной долинах,
Край вод прозрачных мне Явилась муза по весне…
Те же самые функции выполняют и многочисленные эпиграфы и ремарки автора. Национальный колорит дополняется изображением рождественских святок в произведении и картинами гадания.
Выразительное чтение учениками наизусть отрывка из романа «Евгений Онегин». Теория литературы.
Онегинская строфа.
Роман в стихах написан онегинской строфой. Эту строфу Пушкин создал специально для своего романа. Она состоит из 14 строк (как сонет). В ней применены три основных способа рифмования: перекрестное (а б а б), совместное (а а б б) и кольцевое (а б б а).
IV. Рефлексия.
«Свободное письмо» на тему «Поэтика романа Пушкина».
V. ДОмашняя задача.
Выучить наизусть один из стихов Пушкина (по выбору).
Образы автора и природы в романе «Евгений Онегин». Национальный колорит