Образы Дарьи и Прокла как зеркало крестьянского русского мира
Дарья, Прокл, старики родители — все они из того крестьянского русского мира, где с детства привыкают к труду и видят в нем главное дело жизни, где не умеют много говорить о чувствах, но чувствуют глубоко и сильно, где суровая сдержанность сочетается с редким, но зато искренним и добрым весельем, где вся жизнь учит мужеству, терпению, стойкости. Очень важно, чтобы семиклассники поняли это. Нам не нужно внушать им легковесное бодрячество.
Но нам нужно, чтобы у наших читателей возникло уважение к стойким, мужественным людям, с которыми они познакомились.
Если позволит время, можно поразмышлять над некоторыми деталями текста, требующими читательской фантазии. Например, собрать из разных глав первой части все, что относится к Проклу. Сказано о нем лаконично, но многое стоит за словами:
Большие, с мозолями руки, Подъявшие много труда, Красивое, чуждое муки Лицо — и до рук борода…
Мы словно бы вместе с односельчанами вошли в избу и встали, как положено по обычаю, у ног покойника. И вот, поднимая глаза, видим прежде всего руки. Теперь они лежат без движения…
Но представим себе, как мало было им покоя при жизни — этим большим, мозолистым рукам. Вдумаемся и в слова причитания:
Голубчик ты наш сизокрылый! Куда ты от нас улетел? Пригожеством, ростом и силой Ты ровни в селе не имел.
Родителям был ты советник, Работничек в поле ты был, Гостям хлебосол и приветник, Жену и у себя ты любил…
И эти строки помогают представить Прокла истинным богатырем: могучим, разумным и добрым. И его старик отец той же богатырской крестьянской породы. В описании старика есть несколько удивительных деталей, активизирующих в нас воображение: как он делал свою скорбную работу — копал могилу, как у гроба родного сына
Старик бесполезной кручине Собой овладеть не давал: Подладившись ближе к лучине, Он лапоть худой ковырял.
Мы понимаем, что эта, казалось бы, неуместная работа сильнее всего выражает и глубину его горя, и великое мужество души: ведь теперь на его усталые плечи ляжет тяжесть забот о семье. Некрасов дважды — в VI и XIV главах — рисует отца над могилой сына. И эти скупые картины поражают суровым величием:
Высокий, седой, сухопарый, Без шапки, недвижно-немой, Как памятник, дедушка старый Стоял на могиле родной!
Мужество, стойкость, душевная сила крестьян — вот что обнадеживало поэта, помогало ему верить в возможность иной жизни для народа.
Образы Дарьи и Прокла как зеркало крестьянского русского мира