Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое положение. Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, «кому живется весело, вольготно на Руси», кто достоин и не достоин счастья? Автор вводит в поэму образ семерых крестьян-странников, путешествующих по стране в поисках счастливцев. Это групповой портрет, поэтому в образе семерых «временнообязанных» даются лишь общие черты, характерные для русского крестьянина: бедность, любознательность, непритязательность. Мужики не ищут счастья среди трудового народа: крестьян, солдат.
Их представление о счастье связано с образами духовенства, купечества, дворянства, царя. Крестьянам-правдоискателям свойственно чувство собственного достоинства. Они глубоко уверены в том, что трудовой народ лучше, выше, умнее помещика. Автор показывает ненависть крестьян к тем, кто живет за их счет.
Некрасов также подчеркивает любовь народа к труду, его стремление помочь другим людям. Узнав, что у Матрены Тимофеевны погибает урожай, мужики без колебаний предлагают ей помощь; они также помогают в покосе крестьянам Безграмотной губернии. Путешествуя по России, мужики встречают различных людей. Раскрытие образов встреченных правдоискателями героев позволяет автору охарактеризовать не только положение крестьянства, но и жизнь купечества, духовенства, дворянства… Но главное внимание все же автор уделяет крестьянам.
Образы Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны сочетают в себе как общие, типичные черты крестьянства, как, например, ненависть ко всем «дольщикам», тянущим с них жизненные силы, так и индивидуальные черты. Яким Нагой, олицетворяющий массу беднейшего крестьянства, «до смерти работает», но живет бедняком, как и большинство крестьян деревни Босово. Его портрет свидетельствует о постоянном тяжелом труде: И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая, Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо…
Яким понимает, что крестьянство — великая сила; он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость «крестьянской души»: Душа, что туча черная — Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова… А все вином кончается… Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет.
Он раскрывает истинную причину такого положения — необходимость работать на «дольщиков». Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он «живал когда-то в Питере», но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, «как липочка ободранный» и «за соху взялся». Другой образ русского крестьянина — это Ермила Гирин. Автор наделяет его неподкупной честностью и природным умом. Крестьяне уважают его за то, что он В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил виновного, Душой не покривил…
Пойдя против «мира», поступившись общественными интересами ради личных, — отдав в солдаты вместо своего брата соседского парня, — Ермила мучается угрызениями совести и доходит до мысли о самоубийстве. Однако он не вешается, а идет каяться к народу. Важен эпизод с покупкой мельницы. Некрасов показывает солидарность крестьянства.
Они доверяют Ермиле, и тот выступает на стороне крестьян во время бунта. Важна также мысль автора о том, что русские крестьяне — это богатыри. С этой целью вводится образ Савелия, богатыря святорусского. Несмотря на невыносимо тяжелую жизнь, герой не утратил лучших своих качеств.
Он с искренней любовью относится к Матрене Тимофеевне, глубоко переживает смерть Демушки. О себе же он говорит: «Клейменный, да не раб!». Савелий выступает в роли народного философа.
Он размышляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетенное состояние. Савелий приходит к выводу: лучше «недотерпеть», чем «перетерпеть», и он призывает к протесту. Сочетание в Савелии чистосердечия, доброты, простоты, сочувствия к угнетенным и ненависти к угнетателям делает этот образ жизненным и типичным.
Особое место в поэме, как и во всем творчестве Некрасова, занимает показ «женской доли». В поэме автор раскрывает ее на примере образа Матрены Тимофеевны. Это сильная и стойкая женщина, борющаяся за свою свободу и свое женское счастье.
Но, несмотря на все усилия, героиня говорит: «Не дело между бабами счастливую искать». Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской женщины: после замужества она попала с «девичьей холи в ад»; на нее одно за другим посыпались несчастья… Наконец, Матрена Тимофеевна так же, как и мужики, вынуждена надрываться на работе, чтобы прокормить свою семью.
Речь Матрены Тимофеевны наполнена песнями, которые сливаются с ее душевной болью. Некрасов показал, что песня — душа народа, что она необходима ему как способ и возможность излить свое горе, поделиться им с другими. В образе Матрены Тимофеевны также присутствуют черты богатырского характера русского крестьянства.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор показал, как крепостное право морально калечит людей. Он проводит перед нами вереницу дворовых людей, слуг, холопов, которые за много лет пресмыкательства перед барином полностью потеряли свое собственное «я» и человеческое достоинство. Это и Яков верный, мстящий барину тем, что убивает себя на его глазах, и Ипат, холоп князей Утятиных, и Клим-Некоторые крестьяне становятся даже угнетателями, получая незначительную власть от помещика. Крестьяне ненавидят этих рабов-холопов еще больше, чем помещиков, они презирают их. Таким образом, Некрасов показал расслоение в среде крестьянства, связанное с проведением реформы 1861 года.
В поэме также отмечена такая черта русского крестьянства, как религиозность. Это способ уйти от действительности. Бог — высший судья, у которого крестьяне ищут защиты и справедливости. Вера в Бога — это надежда на лучшую жизнь.
Итак, Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» воссоздал жизнь крестьянства в пореформенной России, раскрыл типичные черты характеров русских крестьян, показав, что это — сила, с которой надо считаться, которая постепенно начинает осознавать свои права.
Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»