Образы романа А. Фадеева «Разгром»
Роман А. Фадеева «Разгром» повествует об одном из эпизодов партизанского движения во время гражданской войны. В центре его внимания три основных образа. Во главе отряда стоит Левинсон. Образ красного командира Левинсона — своего рода открытие Фадеева: налицо его новаторство в изображении коммуниста.
Прежде всего, Левинсон не обладает внешней красивостью и физической мощью: «Он был такой маленький, неказистый на вид — весь состоял из шапки, рыжей бороды да ичигов выше колен». Фадеев не боится показать красного командира Левинсона совершающим жестокие поступки. Уж как не вяжется его поведение по отношению к корейцу с образом благородных красных командиров!
У несчастного корейца многодетная семья, единственный шанс не умереть от голодной смерти — свинья: «Свинья тут у них пудов на десять, так они на нее молятся — мясо на всю зиму». Кореец, «трясущийся, седоватый», «упал на колени и, ерзая в траве бородой, стал целовать Левинсону ноги…», прося оставить его семье свинью. Командир «не поднял его» из страха, «что, сделав это, не выдержит и отменит свое приказание». Мне понравилось, что Фадеев не идеализирует образ Левинсона, но при этом не впадает в другую крайность — не рисует его только черной краской.
Левинсону жалко корейца, у командира вовсе не злое сердце. Он просто повинуется революционному гуманизму: на одной чаше весов — маленькая судьба корейца и его семьи», на другой — судьба революции, огромная и важная. Конечно, судьба революции перевесила чаши весов. Левинсон совершает поступок, который я считаю жестоким, идущим вразрез с нашими представлениями о красном командире, образ которого в фильмах и книгах подается как чистый и непорочный. По его приказу убивают раненого Фролова.
Да, конечно, я понимаю, это человек, так медленно-медленно умирающий от полученной раны, для всех стал обузой. Он давно должен был умереть, но смерть медлит. А отряд должен уходить. И тогда Левинсон принимает решение ускорить уход из жизни несчастного умирающего Фролова. Он заставляет врача Сташинского подать Фролову, под видом лекарства, яд.
Грешно и ужасно это — ускорить конец пусть и обреченного, но все-таки живого человека! Обратимся к образам Мечика и Морозки. Знакомство их состоялось при весьма экстремальной ситуации: Морозка спасает Мечика от смерти. А потом обстоятельства складываются так, что Мечик «отблагодарил» своего спасителя: занял большое место в сердце жены Морозки, безотказной Вари. Морозка — рабочий, потомственный шахтер.
Жизнь не баловала его: с двенадцати лет познал Иван Морозов тяжелый труд шахтера, а в 1918 году вместе с женой Варей он пошел «защищать Советы». Морозка неинтеллигентен, груб, рассказывает похабные анекдоты, матерится. На его фоне «чистенький» Мечик выглядит еще более деликатным, воспитанным, интеллигентным. Если жизненный опыт у Морозки очень богатый, то Мечик не имеет никакого жизненного опыта, к партизанам он пришел с путевкой эсеров-максималистов.
В голове Мечика была романтика, красивой и яркой казалась ему классовая борьба. Если Морозка пришел воевать, чтобы защищать свои трудовые интересы, то Мечик — всего лишь из любопытства, из ложной романтики буржуазного интеллигента. Автор постоянно приводит ситуации, позволяющие сравнить Морозку и Мечика. Морозка любит животных. Конь для него, с человеческим именем Мишка, — близкое и родное существо.
Фадеев даже отмечает, что Мишка «походил на хозяина: такие же ясные, зелено-карие глаза, так же приземист и кривоног, так же простовато-хитер и блудлив». Романтическое представление Мечика о классовой борьбе как о чем-то красивом, ярком иллюстрирует обида Мечика на Левинсона. Герой обиделся на командира за то, что вместо ретивого красавца коня ему выделили хилую лошаденку, тощую, которая когда-то использовали в крестьянском хозяйстве. Мечик обижается, а сам не умеет ухаживать за лошадью и даже не пытается научиться делать это.
И несчастное беспомощное животное, голодное, «бродит по всем конюшням, тычась в чужое сено» Морозка — далеко не идеальный герой. Он крадет дыни с баштана; сквозь пальцы смотрит на любовные похождения своей безотказной супруги Варюхи. Он не считает зазорным напиваться, строптив. Варя увлеклась Мечиком, наверное, потому, что на фоне ее грубого, бесшабашного, не стыдящегося матерных слов, мужа он кажется интеллигентным, мягким, деликатным, даже каким-то чистым.
Но интеллигентность Мечика не помешала ему грубо обойтись с Варей. Совсем это не мужской поступок: оттолкнуть женщину, бросившуюся к любимому человеку для того, чтобы поддержать его в трудную минуту, приободрить своей лаской, участием… Более того: Мечик — трус. Он рвет свои отношения с Варей из страха перед Морозкой, а также боится, что о его с Варей отношениях узнают в отряде.
А вот Морозка, с виду грубый, невоспитанный, проявляет куда больше благородства по отношению к женщине. Когда Варя предлагает мужу побить ее, Морозка отвечает: «Нет, бить я не стану. Оно и следовало бы, да не привык я бить вашего брата». Необразованный, грубый Морозка в этой непростой любовной ситуации проявляет деликатность.
Разрыв с женой побудил героя задуматься над своей жизнью: он стал более сознательным, ответственным, его упрощенный взгляд на жизнь стал более сложным. Открыл Морозка для себя и еще одну истину: а ведь он любит Варю, она дорога ему. Мечику до слез жалко корейца, у которого конфисковали в пользу партизанского отряда свинью , но эта жалость не помешала ему есть свинью вместе со всеми!
Он подслушал разговор Левинсона и Сташинского, пришел в ужас от решения командира ускорить уход из жизни Фролова, дав ему вместо лекарства яд. Мечик плакал, страдал, даже высказал Сташинскому свое отношение к этому бессердечному решению. Но… сохранил в секрете услышанное, наверное, из страха. Морозка — настоящий мужчина, мужественный, смелый.
У него есть дело, которому он служит, и он готов ради него отдать жизнь. Слова Морозки, что он «кровь отдаст по жилке за рабочее дело», не бравада. Чувство товарищества, чувство долга, ответственности стали определяющими в его характере и побудили Морозку совершить подвиг — ценой собственной жизни предупредить отряд о грозящей опасности. Мечик ненавидит классовую борьбу с ее жестокостью и бесчеловечностью, и мне это импонирует. Однако он трусливый, беспринципный, способный только на то, чтобы быть жалостливым, свободу получает ценой предательства!
Хотя сам Фадеев и писал, что его герои не идеальные, а совершенно обычные люди, нельзя не заметить, что они романтизированы писателем. Александр Фадеев через поступки и мысли своих героев дает понять, что другой дороги нет, революция, пусть и с кровью, жестокостью, — единственный способ что-то изменить на земле. «Видеть все так, как оно есть, — для того, чтобы изменить то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть»- вот кредо героев Фадеев.
Образы романа А. Фадеева «Разгром»