• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Тематические сочинения > Образы жителей Матеры

 

Образы жителей Матеры

Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой» — одно из самых значительных, вершинных произведений деревенской прозы. Распутин показывает затопление деревни-острова и переселение людей на новые земли. На страницах повести мы встречаемся со множеством героев: это и Дарья, и старик Богодул, и Настасья, и другие жители Матеры. Вообще, в произведении очень много героев. Все они делятся на «отцов» и «детей». «Отцы» — это старшее поколение: Дарья, Настасья, Катерина, Сима, Богодул, Егор.

Это люди, которые не могут порвать связи с родной землей, оставить ее. Они выросли на ней, и любовь к земле впитали с молоком матери. «Дети» — это молодежь, которая легко оставила деревню, где она родилась и выросла. Это и Андрей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Мы понимаем, что столкновение взглядов двух поколений неизбежно.

У каждого из них своя правда: старики не хотят покидать землю, родной дом, места, где все знакомо, а молодым хочется узнать что-то новое, им не сидится на одном месте. Главной героиней повести является Дарья Пинигина. Это старуха восьмидесяти лет, сохранившая ясный ум и память.

Именно к ней все идут за советом, потому что ощущают силу, исходящую от нее. И Катерина, и Сима, и другие старики поддерживают Дарью во всем, что она говорит и делает. Они как бы идут за ней, не претендуя на главную роль. Всех стариков объединяет желание дожить свой век на Матере.

Они являются носителями традиций, которые складывались на острове двести-триста лет. И все они переживают по поводу того, что их дети не чтят эти традиции так, как подобает. Многие из «молодежи» не понимают стариков, не понимают, зачем те цепляются за землю. Кроме того, стариков тревожит желание молодых «жить не оглядываясь», «облегченно», бешено нестись по течению жизни. «Пуп не надрываете, а душу потратили», — говорит Дарья своему внуку Андрею.

Она не против техники, которая облегчает труд людей, но она против машин, с помощью которых человек ощутил себя царем природы. «Поцарюет, поцарюет, да загорюет….», — говорит Дарья. Только в единстве друг с другом человек может добиться лучших результатов и в жизни, и в труде. Все старики в повести являются носителями нравственных народных ценностей.

И они пытаются научить этому своих детей. Они пытаются научить их любить свою землю, свой дом, своих предков. Но слова стариков не доходят до сознания молодежи.

И по отношению самого автора, по тому, как он описывает своих героев, мы понимаем, что Распутин полностью на стороне «стариков». Эти герои описываются с любовью и с уважением, даже о непутевом Богодуле у нас создается приятное впечатление. И напротив, молодые люди в повести обрисованы в весьма жесткой манере, у них очень простые характеры, они не даются в развитии, их переживания не описываются.

Лишь внука Дарьи, Андрея, автор наделил более или менее сложным характером. С одной стороны, он уже не чувствует себя частью земли, частью дома, где родился и вырос, не чувствует себя ответственным за свой род. Ему хочется суеты большой стройки.

АНдрей до хрипоты спорит с отцом и бабушкой, отрицая то, что для них является главной ценностью в жизни: родной очаг, землю, память об умерших. И, в то же время, в Андрее еще не умерло единство с природой, связь с ней. С родственниками его объединяет работа на сенокосе, где Андрей с радостью соглашается помочь отцу.

Он не поддерживает и Клавку, радующуюся исчезновению родной Матеры: ему жалко остров. К тому же Андрей, не соглашаясь с Дарьей, все же ищет бесед с ней, ему важно знать ее мнение о сущности и предназначении человека. Другие представители молодого поколения показаны очень мало и зло.

Сорокалетний сын Катерины, болтун и пьяница Никита Зотов, за свой жизненный принцип «лишь бы прожить сегодняшний день» был лишен даже своего имени и превратился в «Петруху». Писатель, видимо, обрывает здесь имя балаганного персонажа Петрушки, а с другой стороны, создает новое слово — «петрухать» по сходству с глаголом «громыхать», «трухать» . Петруха издевается над матерью, которая вырастила его одна и жила, надеясь, что он образумится.

Но этот герой первым спалил избу, не подумав о том, где будет жить все это время мать. Отвергнутый и деревней, и матерью, Петруха старается новым бесчинством, хулиганским поступком привлечь к себе внимание, чтобы хотя бы так утвердится в народе и в жизни. Отрицательно изображены в повести «официальные лица». У них не только «говорящие» фамилии, но и емкие символические характеристики: Воронцов — турист, беззаботно шагающий по земле, нигде не ищущий пристанища, Жук — цыган, то есть человек без родины, без корней. Противопоставление «официальных лиц» и стариков основывается и на речевой характеристике героев.

Если речь стариков выразительна, образна, хотя литературно и неправильна, то речь Андрея и Павла правильна, но сбивчива. А Воронцов, Жук и им подобные вообще говорят рублеными, не по-русски построенными фразами: «Понимать будем или что будем?», «Тут с вашей стороны непонимание» и другое. В финале повести обе стороны сталкиваются, и автор показывает нам, с кем остается правда. Воронцов, Павел, Петруха заблудились в тумане.

Все, что им остается, — это по-детски звать на помощь маму. Таким образом, мы видим, что Распутин в своей повести показал нам разрыв между поколениями, глобальное непонимание, которое может привести к катастрофе. Не допустить этого — основная цель Распутина и его произведения.



Образы жителей Матеры

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинение Тайны жителей леса Лес — это живое чудо природы. Деревья не только украшают землю, но и приносят огромную пользу. Очень приятно гулять по...
  2. Образы крестьянок в поэмах «Мороз, красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо» Не все между мужчинами Отыскивать счастливого, Пощупаем-ка баб! Н. Некрасов Николай Алексеевич Некрасов — замечательный русский поэт, уделявший в своем...
  3. Мифологические образы культурных героев Около полутора столетий Русь была государством с языческой системой. Язычество Руси представляло собой обожествление природы земледельцами. Центральным божеством было солнце...
  4. Женские образы и их роль в прозе Пушкина Многие писатели рассматривали в своих произведениях женские образы, пытались выявить сущность женщин и их истинный характер. Однако, на мой взгляд,...
  5. Образы Тарас Бульба и Остапа, как живое воплощение типических черт казачества Тарас Бульба крепкими нитями связан со средой казаков, живет ее интересами и стремлениями, любит их простую суровую жизнь; ему чужда...
  6. Образы героев «Иллиады» и «Одиссеи» Древнегреческий поэт, автор поэм о Троянской войне: «Иллиады» и «Одиссеи». Время их создания относят к VIII ст. до н. э....
  7. Пейзажные образы в стихотворении Лермонтова «Тучи» В марте 1840 г. за дуэль с Э. де Варантом, сыном французского посла, Лермонтов был переведен из Тенгинского полка и...
  8. Женские образы в киноповести «Украина в огне» Дружную, трудолюбивую семью рассеяла война. В первые же дни она забрала жизнь у смелого, но безрассудного Савки, ранила мать), бросила...
  9. Темы, идеи, образы повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Странное чувство охватывает читателя, удосужившегося прочитать старинную повесть Н. Карамзина. Казалось бы, чем может нас тронуть судьба крестьянки, обманутой богатым...
  10. Образы русских князей в «Слове о полку Игореве» Идеал автора — князь мужественный и Сильный, способный побеждать врагов И оборонять Русскую землю. Д. С. Лихачев «Слово о полку...
  11. Образы основных персонажей в «Слове о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — один из самых значительных в художественном отношении памятников литературы Киевской Руси. Уже больше двухсот лет...
  12. Нравственная проблематика, образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» Описание событий в романах и других произведениях Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях...
  13. Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сочинения по литературе: Женские образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Среди тех немногих женских образов, которые встречаются в...
  14. Образы чиновников в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» В «Мертвых душах» тема крепостничества сплетается с темой бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония. Блюстители порядка в поэме во многом родственны...
  15. Женские образы в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак изобразил удивительные истории любви, переплетающиеся в жизни главного героя — Юрия Андреевича Живаго. Тема...
  16. Женские образы в поэзии Н. А. Некрасова Лирика Н. А. Некрасова традиционно воспринимается как, в первую очередь, лирика гражданская. Сам поэт говорил про себя, что он «лиру...
  17. Драматические образы «Повестей Белкина» Что же касается самого Белкина, рожденного «от честных и благородных родителей», то его жизнеописание в немалой степени является пародийным житием....
  18. Женские образы в повестях и романах Тургенева Женские образы Тургенева привлекали внимание и вызывали восхищение как в современной ему, так и последующей критике. Великий романист показал, что...
  19. Образы двух столиц в русской литературе Россия за свою многовековую историю не раз меняла столицу. Петр Первый, едва успев заложить новый город — Петербург, — перенес...
  20. Образы-символы в пьесах А. П. Чехова «Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле». А. П. Чехов. А....
« Благовещенский собор
Начни историю с истории своего рода или как восстановить свое генеалогическое древо, с чего начать и как »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения