Общечеловеческие ценности в романе Й. В. Гете «Фауст»
«Фауст» — одно из фундаментальных произведений мировой литературы всех возрастов и народов. Этот роман — большая школа жизни и познание окружающего мира. Писатель в романе изобразил глубинные жизненные явления, величественный процесс духовного развития. Он поднимает общечеловеческие проблемы — добрая и зла, любви и ненависти, ужаса и отчаяния и радости, успеха и поражения. В свой роман Гете, ученый, вложил все свои знания, весь жизненный опыт. Основой сюжета «Фауста» стали средневековая легенда о маге и чернокнижнике Иоганне Фаусте. 1587 года вышла книга неведомого автора «История доктора Фауста» — осуждение безбожника, который продал свою душу дьяволу ради знания. Роман Гете стал воплощением те альнолюдського пути от средневековой тьмы к свету ума и науки.
В романе есть и реальные бытовые сцены, и фантастические. Так «Фауст» начинается со спора Бог и Рафаэля о добре и зле и о том, на чью сторону станет доктор Фауст, человек, который постиг все стороны человеческой жизни. Бог считает, что человек, которым бы плохой он не был, все же таки в возможности отличить добро от зла и избрать правильный путь. Фауст для обеих — и Бог, и Рафаэль — лишь кукла, подопытная мышь. Мы видим, что всем светом руководят эти двое. И Гете сразу все переворачивает: и мы понимаем, что этот спор — лишь сцена в человеческом театре, где всем руководит директор: «…Не будет браковать звезд, и солнца, и месяца, и неба, и воды, и огня, и скал, и зверей, и птичек! Так рассудите же все остроумно, на сцене вселенную уместите и быстро и бережно пройдите из неба через землю и ад…»
Фауст в Гете не является сплошным совершенством. Во-первых — он человек, как и все другие, он не сторонится ни попойки в круге друзей, ни женщин. И он кажется высшим за все, так как бросает вызов космическим силам, духам земли. Фауст всегда в поиске: он не верит у Бога, который был глух к его бесшабашным молитвам, он ищет свой путь познания: «В философию я вник, к краю всех наук дошел — уже я и врач, и юрист, и, к несчастью, богослов… Ну и к чему я доучился? Как дураком был, так и остался…», — говорит Фауст. «Не верю я, что я что-то знаю, не умею я людей учить, не умею их хорошо напутствовать…» На этом пути познания Фаусту и встречается Рафаэль, вызванный через чтение книги Нострадамуса. Ученый сомневается в возможности достижения человечеством счастья, когда во всем видит только примеры страдания. «Я слышу весть, но утратил веру…», — говорит «Терпи, страдай! — это пение я слышу каждую минуту, и каждый час, из края в край…»
Фауст ощущает дуализм человека — «Почему лишь дух крылатый в нас, но мы бескрылые?», — спрашивает он. И говорит своему другу Вагнеру: «Тебе ведом путь, а я — стою на раздорожье. У меня в груди две души живут, между себой не похожие — и вражеские…»
Сам себя Рафаэль называет частью той силы, которая, желая злого, ни лишь на благо. Рафаэль воплощает сплошное зло, Бог сплошное добро… и оно безразлично к человеческим страданиям. Рафаэль соблазняет Фауста возможностью здесь и сейчас и за это должен отобрать его бессмертную душу. Их соглашение набудет действия тогда, когда Фауст позовет: «Остановись, миг, прекрасный ты!» Рафаэль показывает все приманки человеческой жизни. Например, счастье чем-то: «В нас не спрашивай, где мера и край: всего вволю, к жадности, бери, хватай, что по душе и на здоровье поживай…», — говорит он Фаусту. И ученый отказывается, так как он знает, что вещь не в наслаждении, не в развлечениях.
Первый соблазн — кабак в Лейпциге, где пьют студенты: «Вот, для начала посмотри, как весело живет кутила». И Фауст спокойно проходит первое испытание — попойка его не интересует. Тогда с помощью чар ведьмы Мефисио возвращает Фаусту молодость, так как рассчитывает, что молодые силы разбудят чувтсва Фауста. Он помогает Фаусту познакомиться из Гретхен. Прекрасная и чистая Маргарита-Гретхен. Рафаэль соблазняет и ее, даря простой и скромной девушке замечательные украшения. До того, как встретиться с Фаустом, Маргарита любила лишь Бога и для нее Фауст становится божьим благословениям. Гретхен любит жизнь безоговорочно, таким, как она есть, и тяжело переживает свое падение и рождения внебрачного ребенка. Грех Гретхен, осужденный обществом, оправданный Богом, когда из небес доносит: «Спасенная».
Потеряв Гретхен, Фауст продолжает поиск истины, ищет ее в государственной деятельности, в классической Греции и ее легендах о прекрасном, так как именно в красоте спасение мира. Высшую мудрость жизни Фауст получит только в конце произведения: «человеком и в самом деле быть стоит» После смерти Фауста Рафаэль хочет забрать душу, и Божьи силы забирают его мы небо, где он встретится из любимой Гретхен. Для Гете злом есть государство, монархия, абсолютная власть, человеческая тупость.
Общечеловеческие ценности в романе Й. В. Гете «Фауст»