Общественно-бытовая среда в пьесе Грибоедова «Горе от ума»
Александр Сергеевич Грибоедов назвал свою пьесу «Горе от ума» комедией. В произведениях этого жанра принято изображать и осмеивать отрицательные черты и поступки людей, общественные недостатки и пороки. Русская классическая комедия всегда ставила серьезные и насущные вопросы современной жизни. Такую задачу поставил перед собой еще до Грибоедова создатель первой русской реалистической комедии — «Недоросль» — Фонфизин, позднее — Гоголь в «Ревизоре». Эти авторы находили конфликты для произведений в окружающей жизни, причем умели выбрать ситуации наиболее острые, жизненные, типичные для своего времени.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» была написана в годы создания тайных организаций декабристов. Борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая эту борьбу в жизни, являясь ее непосредственным участником, Грибоедов и показал ее в своей комедии. В небольшом по объему произведении, где изображен всего один день в доме московского барина Фамусова, драматург затрагивает многие важнейшие вопросы современности: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования. Драматург пронизал всю свою пьесу злободневными намеками. Гневные реплики Фамусова против «побродяг», домашних учителей, Кузнечного моста, с его дорогими модными магазинами, упоминание Хлестовой о «ланкарточной» системе взаимного обучения, сетования княгини Тугоуховской на развращающее влияние петербургского педагогического института — все это было живейшим откликом на вопросы, вызывавшие в обществе той поры ожесточенные споры. Особенно много таких намеков содержат речи Чацкого: о том, что «ныне любят бессловесных», об ученом комитете, требовавшем, «чтоб грамоте никто не знал и не учился». На первый взгляд может показаться, что главное в комедии — история любви Чацкого к Софье.
Действительно, эта история занимает в произведении большое место. Она вводит нас в мир сердечных переживаний и чувств героев, придает особенную живость развитию действия. Однако главное в комедии — общественная драма Чацкого. На это указывает и ее заглавие — «Горе от ума». История несчастливой любви Чацкого к Софье и история его конфликта с московским дворянством тесно переплетаются. В их умелом слиянии проявляется высокое драматическое мастерство Грибоедова.
Автор произведения вводит в быт дворянской семьи, приоткрывает взаимоотношения действующих лиц. Все, что происходит в первых сценах пьесы, получит далее свое дальнейшее развитие: любовь к Софье приведет Чацкого к разочарованию, насмешливое отношение к барской Москве вырастет в конфликт с обществом.
Сплетня о сумасшествии Чацкого, пущенная сначала случайно, а потом намеренно Софьей, заинтересовала людей, любящих посудачить. Можно сказать, что она попала на подготовленную почву. Чацкий к тому моменту успел вооружить против себя не только хозяев, но и многих из гостей. С большим мастерством раскрыты драматургом причины того, почему фамусовское общество встало единым фронтом против главного героя: оно почувствовало в нем своего идейного врага, человека, протестующего против его морали. С огромной внутренней болью и силой обличения Чацкий произносит свои последние слова, не щадя ни Фамусова и ему подобных, ни себя, ни Софью. Оба конфликта приведены к концу: столкновение с обществом завершается разрывом, крушением любви становится очевидным. И ум, и любовь принесли Чацкому одно горе. Он покидает Москву.
Свобода личности — вот мотив времени в комедии Грибоедова. В монологах Чацкого, в его поступках выразилось то, что важнее всего было для будущих декабристов : дух свободной жизни, «вольности святой». Поэтому тех людей, которые стремились к свободе от устаревших представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни, можно назвать героями своего времени. Они считали, что борьба за справедливость — их святой моральный долг.
В комедии Чацкий — тот «новый человек», который несет в себе «дух времени «, идею жизни, цель которой — свобода. К сожалению, Чацкий одинок в своей борьбе. Но у него есть единомышленники, например, двоюродный брат Скалозуба, неожиданно оставивший службу. Чацкий и его сподвижники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», жаждут «возвышенной любви», мечтают «вперить» в науку «ум, алчущий познаний». Чацкий ненавидит все пошлое, в т. ч. рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство.
Стремление Чацкого — служить Отечеству, делу, а не отдельным лицам. Как истинный патриот Чацкий прежде всего желал исполнить свой долг перед Отечеством, стремился честно служить ему. Именно поэтому он расстался с Софьей и отправился в Петербург. Поэтому же и оборвалась блестяще начатая карьера : «Служить бы рад — прислуживаться тошно». Но государству, оказывается, требуется прислуживание. Чацкий видит вокруг себя людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал — «умеренность и аккуратность», их мечта — «забрать все книги бы да сжечь».
Пока главный герой комедии «Горе от ума» путешествовал три года, общество не стояло на месте. Оно не просто возвращалось после Отечественной войны тысяча восемьсот двенадцатого года к радостям мирной жизни, оно вырабатывало в себе «сопротивляемость» тем зреющим переменам, которые грозили сокрушить эту мирную жизнь.
И вот в обществе появляются такие люди, как Молчалин. Они смело прокладывают себе дорогу. За три года отсутствия Чацкого безвестный, безродный тверской мещанин стал секретарем отца Софьи, Фамусова, московского «туза». Молчалин получил три награды, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным и тайным женихом Софьи.
Ум, хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти «ключ» к каждому человеку, абсолютная беспринципность вот основные качества этого героя, делающие его главным противником Чацкого. Молчалин живет по принципу, который является для него главным критерием в жизни:
Мне завещал отец: Во первых, угождать всем людям без изъятья; Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья
Порок не наказан и добродетель не торжествует в комедии, как того требовали правила классицизма. Однако у нас остается впечатление моральной победы, одержанной Чацким. В комедии Грибоедова нет ничего лишнего: ни одного лишнего лица, ни одной лишней сцены, ни одного напрасного штриха. Так, Репетилов с его «секретнейшим союзом» и «тайными собраниями», где только пьют и шумят: «Шумим, братец, шумим» — показан как болтун, опошляющий передовые идеи эпохи. Смело вводя в комедию множество упоминаемых, внесценических лиц, Грибоедов расширил границы дома Фамусова и границы времени, затрону век царствования Екатерины II, придворные круги, петербургскую знать. Обилие действующих лиц и включение внесценических оценивалось современниками как «расширение границ самого искусства».
Главные действующие лица даны крупным планом, второстепенные дополняют картину, и, наконец, внесценические образы расширяют ее границы. В русской драматургии уже давно проявлялась тенденция воспроизведения социальных типов в их определяющих условиях. Но в такой полноте, какую мы наблюдаем в «Горе от ума», типические обстоятельства еще не рисовались.
Общественно-бытовая среда является здесь не только фоном, но и почвой, формирующей характеры, определяющей их особенности. Преодолевая однолинейное изображение человеческих характеров, свойственное классицизму, стремясь к многостороннему раскрытию своих персонажей, Грибоедов вступил на путь реализма.
Общественно-бытовая среда в пьесе Грибоедова «Горе от ума»