Обзор творчества Н. М. Карамзина
1. Карамзин-историк.
2. Карамзин и русский сентиментализм.
3. Поэтическое наследие писателя.
4. Публицистика Карамзина. История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.
Н. М. Карамзин. «История государства Российского» Николай Михайлович Карамзин приобрел известность в первую очередь как историограф. Его многотомный труд «История государства Российского» и ныне является источником бесценных сведений за огромный период времени. Благодаря многолетней титанической работе Карамзина русские люди получили возможность узнать о ленных этапах становления родной страны.
Плод его исследования не сухие факты и цифры, а непростая, противоречивая жизнь России. Карамзин систематизировал, обобщил и художественно изложил огромное количество исторических сведений, накопленных летописцами. Историк и писатель, Карамзин вложил в свой труд чувство любви к родине и преклонения перед величием Бога и человека, а равно и ужас перед великими злодеяниями, часто имевшими место в жизни страны и ее правителей. Однако Н. М. Карамзин начал свою литературную деятельность не с исторических исследований. Именно он явился одним из первых русских писателей-сентименталистов. В повести «Бедная Лиза» писатель продемонстрировал совершенно иной подход к созданию литературного произведения, чем утвердил господствовавший до того классицизм. Принципы сентиментализма коренным образом отличались от раз и навсегда застывших форм классицизма. Писателю — сентименталисту интересны прежде всего чувства и переживания героев, их внутренний мир. Классицизм требовал, чтобы герои воплощали в себе какие-либо идеи; их индивидуальные, неповторимые черты характера не были объектом пристального внимания писателей. В произведениях сентименталистов мы находим живых людей.
Карамзин обращался и к жанру исторической повести: примером могут служить «Наталья, боярская дочь» и «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода». Карамзин не был чужд и поэтическому творчеству; мы можем найти в его литературном наследии, например, такую осеннюю зарисовку с назидательным замечанием: Веют осенние ветры В мрачной дубраве; С шумом на землю валятся Желтые листья. Поле и сад опустели, Сетуют холмы, Пение в рощах умолкло — Скрылися птички… Странник печальный, утешься: Вянет природа Только на малое время; Все оживится. Поэтическое наследие Карамзина характеризуется многообразием тем, к которым обращался автор: он писал о любви и природе, об изменении человеческих чувств и о государыне. Писал он и эпиграммы, проникнутые философскими раздумьями: Что наша жизнь? Роман — кто автор? Аноним. Читаем по складам, смеемся, плачем… спим. В небольшой фразе подчас отражается глубокая философия жизни, ее смысл и вечная загадка: Что есть жизнь наша? — Сказка… А что любовь? — Ее завязка; Конец печальный иль смешной.
Родись, люби — и Бог с тобой! Карамзин писал и в публицистическом жанре. Его статьи «О книжной торговле и любви ко чтению в России», «Что нужно автору», «О любви к Отечеству и народной гордости» не потеряли своей современности и в наши дни, хотя были написаны в начале XIX века. Все вышесказанное свидетельствует о многогранности литературного таланта Карамзина, его глубоком понимании истинной сущности вещей и явлений, которая мало изменяется во времени. Карамзина по праву можно назвать одним из классиков русской литературы; непреходящая ценность его литературного наследия проверена временем.
Обзор творчества Н. М. Карамзина