Обзорные темы по произведениям русской литературы XX века
Писать на историческую тему очень сложно. Дело в том, что задача автора в этом случае — донести и выложить перед читателем то, чему тот не был свидетелем, поэтому этот автор должен иметь огромное чувство ответственности за то, что он написал. Чувство это появляется обычно в том случае, если он был участником описанных им событий.
В современной русской литературе наиболее профессиональным и знающим писателем-историком можно с уверенностью назвать Александра Солженицына. В современной России очень много авторов разного качества создают большое количество произведений по истории советской России, но из всех выделяется именно Солженицын — налицо глубокий профессионализм, огромный опыт и, главное, то, что он был участником или свидетелем того, что описал. Солженицын был замечен читателями, критиками и партийными чиновниками, очень важно, когда была напечатана повесть «Один день Ивана Денисовича».
Он не подвергся нападкам партийных критиков тогда только потому, что был в разгаре процесс разоблачения культа личности Сталина и было даже модно писать обличительные статьи и произносить громкие речи, используя при этом хорошие, но высокопарные обороты, причем делали это время те, кто еще год назад радостно и с видимым участием прислушивался к известиям о ухудшающемся здоровью вождя по радио.
Все эти статьи и речи, несмотря на высокопарность, очень смахивали на яростные попытки глупой болонки смело облаять мертвого льва, который при жизни нередко заставляет ее вырабатывать фокусы, от которых у нее по ночам очень болели ноги. Солженицын был не из той категории людей и произвел настоящий фурор в отечественной литературе, которая в то время походила на спокойное, устоявшееся болото. Он провел в своей повести прямую между отдельной личностью и историческим процессом, что не удавалось никому, несмотря на титанические усилия создать шедевр.
Он был не только замечен высшим партийным руководством, но и оценен как серьезный противник, на которого, правда, ни у кого не было зубов.
Повесть была первой капитальной работой Солженицина, после которой появился ряд теперь широко известных произведений: «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Красное колесо». Несмотря на краткость повести, работа над ней была проделана огромная — в несколько десятков страниц поместилось все самое главное и нужное, что необходимо было понять читателю о тоталитарном государстве.
Автор описал один день из жизни Ивана Денисовича Шухова, в прошлом — среднего, ничем не примечательного советского гражданина, который не выделялся, а в настоящее время — английского шпиона. Вполне естественно, что «разоблаченный английский шпион» находился в одном из многочисленных концентрационных лагерей. Солженицын умышленно описал день человека, проведенный в зоне. Задача каждого бригадира — всеми способами не допустить того, чтобы его бригаду послали работать на Социальный городок. Идут туда самые нерадивые, естественно, погибают там, но, успев создать условия, облегчающие работу следующих.
Так, в зимнем поле, на жестоком холоде, при помощи самых примитивных орудий труда на костях строителей возводится город, работа жителей которого будет не покорение северных земель, не добыча ископаемых, а простое обслуживание теплоэлектроцентрали, подающий тепло в другие города. Социальный городок — это не отдельный случай, это образ, дающий точное представление об устройстве тоталитарного государства. Он вреден не столько огромными жертвами, связанными с его строением, сколько порочным сознанием, которое пробуждается в человеке, когда система дает возможность людям видеть жизнь соседа не лучше своей собственной.
При этом оправдываются самые грубые и жизненные человеческие инстинкты и рефлексы, в результате портится вся ментальная система народа.
Еще один образ, выведенный Солженицыным, — это двести граммов хлеба, ежедневно выдаваемые зэкам. Эти двести граммов так много для них значили, что порой затмевали все остальные стремления и желания. Они составляли основу мыслей человека, имеющего силу, но голодного.
В этом заключался тонкий расчет людей, разработавших систему питания в зоне. Они хорошо знали, что голодный работает лучше сытого.
Сила тоталитарного государства — в массе, опора и основа — в рядовом гражданине, поэтому и слабость этого государства именно в этом. Если этот гражданин ничем из массы не выделяется, то есть умственно развит так же, как и все, он живет относительно спокойно, и его мало заботит власть, но если он начинает рассуждать, строить выводы и обобщения, более того, делиться своими мыслями с соседом, то это страшная опасность для тоталитаризма, поэтому несложно доказать, что творение судьбы человека — дело рук самого человека, что Солженицын и сделал.
Он изобразил образ человека, не поддающегося отчаянию в зоне, который умеет, несмотря ни на что, сохранять достоинство в течение многих лет. Это шестидесятилетний старик, который привлек внимание Шухова. Об этом старике говорили, что в лагерях он провел столько же, сколько стоит советская власть.
Он уже стоит одной ногой в могиле, у него от плохой пищи не осталось зубов, но спину он держит прямо, ест не нагибаясь к миске и смотрит всегда поверх голов других. Он — образ человека, который не желает принимать существующий порядок, и он страшнее тоталитаризма даже в зоне, потому что он обращает на себя внимание.
Повесть «Один день Ивана Денисовича» — это прекрасная историческая работа, вмещающая в себя, несмотря на небольшой размер, представление о целом периоде в жизни страны, повесть-предупреждение, написанная с надеждой, что то, что описано, никогда не повторится.
Обзорные темы по произведениям русской литературы XX века