«Очарованная Десна» — задушевный лирический рассказ о детстве писателя
Цель: определить основные источники личности писателя и его таланта как основа для написания автобиографического произведения; совершенствовать умение учеников относительно анализа художественного произведения; развивать критическое мышление учеников; воспитывать духовные ценности личности.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: портрет А. П. Довженко, репродукции к киноповести, опорные схемы, электронное пособие «Книга вслух».
Ход урока.
1. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учеников (форма работы — сенкан).
Опираясь на содержание киноповести «Очарованная Десна», попробуйте выделить главное и оформить его в форме сенкана, подобрав опорные слова.
Детство
Счастливое беззаботное
Познание проклятия привередливость
Неповторимые человеческой жизни
Прекрасная пора
III. Мотивация учебной деятельности.
1. Беседа с классом. С чем у вас ассоциируется детство? Создайте ассоциативное гроно.
Д Е Т С Т В О
2. Вывод относительно данного вида работы.
А каким было детство у главного персонажа произведения «Очарованная Десна», самого автора А. П. Довженко?
IV. Сообщение темы и проектирование цели урока учениками, учителем.
V. Этап усвоения знаний.
1. Задача ученикам.
Охарактеризуйте образ Саши и презентуйте его аудитории.
2. Самостоятельная работа учеников.
Создавая характеристики персонажа, ученики работают с текстом произведения и создают информативное гроно.
3. Презентация образа Саши учениками.
5. Самостоятельная работа учеников.
Ученики делятся впечатлениями от восприятия прочитанного произведения. Одни придерживаются мысли, что первоочередное место в жизни Саши занимает отец Петр Семенович, другие — дед Семен, прадед Тарас. Ученики имеют возможность подискутировать, прибегая к форме работы «методика взаимных вопросов» по технологии критического мышления.
VI. Этап закрепления знаний учеников.
1. Дискуссия по поводу проблемного вопроса.
Согласны ли вы с мыслью, что «Жизнь — одно из наибольших и величайших из всех мыслимых благ?».
Ученикам предлагается такой вид работы, как «сетка Элвермана». Они пользуются во время работы таблицей:
Да | Проблема | Нет |
В двух колонках «Да» и «Нет» ученики отмечают аргументы, которые одобрительно или отрицательно отвечают на проблему, используя содержание произведения, и каждый из них делает свой вывод, четко аргументирует свою позицию во время дискуссии.
2. Подведение итогов работы в форме ассоциативного гроно
Жизнь
Это красота Это мечта Это игра Это удача Это тайна
3. Самостоятельная работа учеников. Задача творческого характера:
форма работы — «литературные письма».
Напишите творческую миниатюру в форме письма к одному из персонажей произведения или автора.
Выборочная проверка данного вида работы. Взаимное оценивание.
VII. Подведение итогов урока. Оценивание учеников.
VIII. Оценивание деятельности учеников.
IX. Домашняя задача.
Прочитать киноповесть «Украина в огне». Во время ознакомления с содержанием произведения практикуйте такую форму работы, как «вопрос к автору».
«Очарованная Десна» — задушевный лирический рассказ о детстве писателя