Одиночество человека в мире абсурда (по новелле «Перевоплощение»)
Новелла «Перевоплощение» — это отголосок личной трагедии Ф. Кафки, который в свое время сознавался, что живет в своей семье «более чужим, чем чужой». Но литература знает немало реалистических произведений о семейных проблемах, так что взволновать читателя еще одной историей было бы нелегко. Наверное, поэтому Франц Кафка обратился к средствам модернизма. Главный прием — фантастическое преобразование человека в насекомого. Но это лишь способ обратить внимание людей на то, как они относятся к своим близким. За что любим близких? Разве за что-то конкретное, за красоту, ум, талант? Нет, мы любим их просто потому, что они наши родные. Но в жизни Грегора Замзы, который всю жизнь работал для семьи, произошло так, что этот вопрос стал главным. Однажды, когда утром он ощутил, что превратился в насекомого, он увидел настоящее отношение семьи. Неужели в этом виновато его перевоплощение? Или нет?
Разве не абсурдно предъявлять обвинение больному в том, что он заболел? Но семья Грегора отстраняется от него, так как теперь он лишний в их жизни, мешает им жить респектабельной жизнью. Осуждает ли он близких? Нет, скорее понимает, так как все еще имеет человеческое сердце. Он, оставаясь одиноким, прощает их отчужденность и ведет себя человечнее, чем его близкие. Абсурдность ситуации усиливается тем, что нанятая служанка приспосабливается к Грегору.
Пусть и грубая она, и нетактичная, но все же помогает Грегору. А более всего ранит его измена сестры. Вот почему Грегор чувствует себя не только одиноким, но и не имеет надежды на выздоровление. Абсурдно бороться за права человека насекомому, особенно когда ты даже в глазах родных насекомое. В новелле «Перевоплощение» Кафка откровенно и эмоционально поднимает наболевшую проблему — отчужденность в семье, одиночество человека среди людей. Средствами модернистского искусства он показывает абсурдность бытия и кризис важнейших гуманистических ценностей в начале XX столетия. Новелла Ф. Кафки «Перевоплощение», непривычная по форме, глубоко гуманистическая по своей идее. Преобразование человека в насекомого — событие фантастическое, но это лишь образ, средство экспрессии, чтобы обратить внимание читателя на проблему взаимоотношений в семье.
Грегор Замза был хорошим сыном и братом. Всю свою жизнь он посвящал родительской семье. Он должен был зарабатывать, чтобы содержать отца, мать и сестру, а потому избрал нелегкую работу коммивояжера. «О, Господи, — подумал он, — какую трудную специальность избрал я себе». Даже друзей он не мог себе найти, так как все время был в дороге. Высокое чувство обязанности не позволяло Грегору расслабиться. Но вот он заболел, так как его преобразование — это что-то на манер болезни, и оказалось, что им просто пользовались, так как это было удобно. Ведь и отец еще бы мог работать в банке, и сестра смогла себе найти работу. Но это Грегора не огорчило, наоборот — оставило в покое его душу, так как он думал, что без него они пропадут.
Теперь их очередь проявлять заботу о нем. И надолго не хватает терпения даже у сестры, которая сначала охотно помогает Грегору. Это, значит, что новелла «Перевоплощение» о человеческой неблагодарности? Это и так и не так. Перевоплощение главного героя в насекомого — это только средство обобщения тех бед, которые ждут нас и наших близких. И, наверное, тяжелейшее испытание на человечность — это отношения в семье. Ведь легко любить человечество, и намного тяжелее помогать конкретному человеку долгое время. Тем более, что не всегда это встречает понимание среди окружения. Преобразование в насекомого — это образ любого изменения, которое может произойти. Поэтому новелла имеет более широкое значение.
Кафка обращается к каждому из нас и будто спрашивает: «А ты готов отвечать за близких, готов жертвовать временем, не взирая на трудности ради близких?» Это крик больной души очень одинокого человека. Но этот же человек живет среди людей. Так же, как все мы. Итак, Кафка ставит важный вопрос, не произойдет ли и с нами «перевоплощение». А отвечает каждый для себя.
Одиночество человека в мире абсурда (по новелле «Перевоплощение»)