Олеша Ю. биография
Родился 19 февраля 1899 в Елисаветграде. Отец, обедневший польский дворянин, был акцизным чиновником. Благодаря матери атмосфера в семье была проникнута духом католицизма. В 1902 семья переехала в Одессу.
В воспоминаниях Олеша писал: «В Одессе я научился считать себя близким к Западу. В детстве я жил как бы в Европе». Насыщенная культурная жизнь города способствовала воспитанию будущего писателя. Еще учась в гимназии, Олеша начал писать стихи. Стихотворение Кларимонда было опубликовано в газете «Южный вестник».
По окончании гимназии в 1917 поступил в университет, где в течение двух лет изучал юриспруденцию. В Одессе вместе с В. Катаевым, Э. Багрицким, И. Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов». В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, где в 1919 пережил смерть любимой сестры Ванды. В 1921 уехал из голодной Одессы в Харьков, где работал как журналист и печатал стихи в периодической печати. В 1922 родители Олеши получили возможность эмигрировать в Польшу.
В 1922 Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило, для газеты железнодорожников «Гудок», с которой в то время сотрудничали М. Булгаков, Катаев, Ильф, Е. Петров и др. писатели. В 1924 Олеша написал свое первое прозаическое произведение — роман-сказку Три толстяка , посвятив его своей жене О. Г. Суок. Жанр сказки, мир которой естественно-гиперболичен, соответствовал потребности Олеши писать метафорическую прозу .
Роман Три толстяка был проникнут романтическим отношением автора к революции. Восприятие революции как счастья свойственно в Трех толстяках всем положительным героям — циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспару Арнери. Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики .
Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку Трех толстяков, которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 языков. По сказке Олеши поставлен балет и художественный фильм (реж.
А. Баталов). Публикация в журнале «Красная новь» романа Зависть вызвала полемику в печати. Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному колбаснику Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим.
Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях. В романе Зависть Олеша создал метафору советского строя — образ колбасы как символ благополучия. В 1929 автор написал по этому роману пьесу Заговор чувств. Автобиографичен и образ главной героини пьесы Список благодеяний актрисы Елены Гончаровой.
В 1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Вс. Мейерхольд, однако спектакль вскоре был запрещен. Список благодеяний фактически был «списком преступлений» советской власти, в пьесе было выражено отношение автора к окружающей его действительности — к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество и т. п. В дневнике Олеша записал: «Все опровергнуто, и все стало несериозно после того, как ценой нашей молодости, жизни — установлена единственная истина: революция». В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей .
Пьеса о нищем не была завершена. По сохранившимся черновикам режиссер М. Левитин поставил в 1986 в московском театре «Эрмитаж» спектакль Нищий, или Смерть Занда. В дальнейшем Олеша не писал цельных художественных произведений. В письме жене он объяснил свое состояние: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна — не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику». О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы.
В годы сталинских репрессий были уничтожены многие друзья Олеши — Мейерхольд, Д. Святополк-Мирский, В. Стенич, И. Бабель, В. Нарбут и др.; сам он чудом избежал ареста. В 1936 на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956, когда была издана книга Избранные сочинения, переизданы Три толстяка и частично опубликованы в альманахе «Литературная Москва» дневниковые записи Ни дня без строчки. В годы войны Олеша был эвакуирован в Ашхабад, затем вернулся в Москву. Писатель с горечью называл себя в послевоенные годы «князем «Националя», имея в виду свой образ жизни. «Невроз эпохи», который остро ощущал писатель, выразился в неизлечимом алкоголизме.
Тематика его дневников в 1950-е годы очень разнообразна. Олеша писал о встречах с Пастернаком, о смерти Бунина, об Утесове и Зощенко, о собственной ушедшей молодости, о гастролях «Комеди Франсез» в Москве и т. д. Умер Олеша в Москве 10 мая 1960.
Олеша Юрий Карлович , прозаик. Родился 19 февраля в Елисаветграде в обедневшей дворянской семье. Детские и юношеские годы Олеши прошли в Одессе, где началась и его литературная деятельность.
Двадцатилетний Олеша вместе с молодым Катаевым и только начинавшими Ильфом и Багрицким был одним из самых активных сотрудников «Бюро украинской печати» , входил в «Коллектив поэтов», писал стихи. С 1922 Олеша жил в Москве, работал в железнодорожной газете «Гудок», где почти каждый день появлялись его стихотворные фельетоны, выходившие под псевдонимом «Зубило». Работая в газете, он много ездил, повидал многих людей, накопил большой запас жизненных наблюдений. Фельетонист «Зубило» очень помог писателю Олеше.
В 1927 был опубликован его роман «Зависть», в 1928 вышла в свет яркая и увлекательная книга — «Три толстяка», сразу принятая детьми и продолжающая оставаться любимым детским чтением. Э. Казакевич, большой друг Олеши, писал: «Олеша — один из тех писателей, которые не написали ни единого слова фальши. У него оказалось достаточно силы характера, чтобы не писать то, чего он не хотел». В 1931 вышел сборник «Вишневая косточка», объединивший рассказы Олеши разных лет.
В это же время на сцене Театра им. Вс. Мейерхольда состоялась премьера пьесы «Список благодеяний». Киноповесть «Строгий юноша» была опубликована в 1934, после чего имя Олеши встречалось в печати только под статьями, рецензиями, заметками, очерковыми зарисовками, иногда — рассказами. Он написал воспоминания о современниках , этюды о русских и зарубежных писателях, чье творчество особенно ценил .
По сценариям Олеши были поставлены фильмы «Болотные солдаты» и «Ошибка инженера Кочина»; для театра им. Евг. Вахтангова Олеша инсценировал роман «Идиот». Главным делом в последний период жизни считал работу, которую вел изо дня в день, придумав условное название «Ни дня без строчки», предполагая позднее написать роман.
Смерть от инфаркта 10 мая 1960 оборвала работу.
Юрий Карлович Олеша, писатель-прозаик, поэт, драматург, сатирик. Родился 19 февраля 1899 в Елизаветграде , в семье акцизного чиновника из обедневших польских дворян. Родным языком в семье был польский. В 1902 семья переехала в Одессу.
Здесь Юрий поступил в гимназию, а закончив ее в 1917 поступил в Одесский университет, где два года изучал юриспруденцию. Здесь он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов» — стихи Олеша писал с детства. В годы гражданской войны он оставался в Одессе, а в 1921 переехал из голодной Одессы в Харьков.
Работал журналистом и печатал стихи в газетах. В 1922 родители Олеши эмигрировали в Польшу, а Юрий переехал в Москву. Писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило.
Эти произведения публиковались в газете железнодорожников «Гудок», в которой печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров. В 1924 Олеша написал свое первое прозаическое произведение — сказочный роман «Три толстяка», посвятив его своей жене, Ольге Суок. Роман был опубликован в 1928 и с тех пор имя писателя неизменно связывают с этой доброй сказкой.
Затем были созданы роман «Зависть» , рассказы и пьесы, но ни одно из этих произведений не смогло завоевать в России такой популярности, как «Три толстяка». В годы войны Олеша жил в эвакуации в Ашхабаде, затем вернулся в Москву. Обстановка, созданная сталинским режимом в стране и в культуре, оказывала на Олешу заметное угнетающее воздействие. В 1930-х многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, главные произведения самого Олеши с 1936 не печатались и не упоминались официально — запрет был снят лишь в 1956. Но писатель все же продолжал свое творчество, о чем свидетельствуют его многочисленные дневниковые записи и книга «Ни дня без строчки», которая была опубликована лишь в 1961, после смерти писателя.
Олеша скончался в Москве 10 мая 1960.
Псевдонимы: Зубило Дата рождения: 19 февраля 1899 Место рождения: Елизаветград Дата смерти: 10 мая 1960 Место смерти: Москва Гражданство: СССР Род деятельности: прозаик, поэт, драматург, сатирик Дебют: Три толстяка Юрий Олеша родился 19 февраля 1899 г. в Елисаветграде в семье обедневших польских дворян. Род Олеши ведет начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Федора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине. Впоследствии род полонизировался, окатоличился. Отец — акцизный чиновник. Родным языком был польский.
В 1902 г. семья переехала в Одессу. Здесь Юрий поступил в гимназию; еще в годы учебы начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» было опубликовано в газете «Южный вестник». Закончив гимназию, в 1917 г. Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию.
В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов». В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 г. переехал по приглашению В. Нарбута на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах.
В 1922 г. родители Олеши смогли эмигрировать в Польшу. Он не поехал с ними. Творчество В 1922 Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок» .
В Москве Олеша жил в знаменитом «писательском доме» в Камергерском переулке. Сказка «Три толстяка» В 1924 г. Олеша написал свое первое большое прозаическое произведение — роман-сказку «Три толстяка» , посвятив его своей жене, Ольге Густавовне Суок. Все произведение проникнуто романтическим революционным пафосом. Это сказка про революцию, про то, как весело и мужественно борются против господства трех жадных и ненасытных толстяков-властителей бедные и благородные люди, как они спасают их усыновленного наследника Тутти, оказавшегося украденным братом главной героини — девочки-циркачки Суок, и как весь народ порабощенной страны становится свободным.
Роман «Три толстяка» был проникнут романтическим отношением автора к революции. Восприятие революции как счастья свойственно в «Трех толстяках» всем положительным героям — циркачке Суок, гимнасту Тибулу, оружейнику Просперо, доктору Гаспару Арнери. Сказка вызвала огромный читательский интерес и одновременно скептические отзывы официальной критики . Дети и взрослые восхищались фантазией автора, своеобразием его метафорического стиля. В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку «Трех толстяков», которая до наших дней успешно идет во многих театрах мира.
Роман и пьеса переведены на 17 языков. По сказке Олеши поставлен балет и художественный фильм [1].
Роман «Зависть» В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. Романтизм революции и связанные с ней надежды, присущие сказке «Три толстяка», резко потонули в новых сложившихся условиях. Многие литературные критики называют роман «Зависть» вершиной творчества Олеши и, несомненно, одной из вершин русской литературы XX века[2].
Главный герой романа, интеллигент, мечтатель и поэт Николай Кавалеров, стал героем времени, своеобразным «лишним человеком» советской действительности. В противоположность целеустремленному и успешному деятелю общепита Андрею Бабичеву, неудачник Кавалеров не выглядел проигравшим. Нежелание и невозможность преуспевать в мире, живущем по античеловечным законам, делали образ Кавалерова автобиографическим, о чем Олеша написал в своих дневниковых записях.
В романе «Зависть» Олеша создал метафору советского строя — образ колбасы как символ благополучия[1]. Нет сомнений, что в образе главного героя писатель видел себя. Это он, живой и настоящий Юрий Олеша, а не придуманный им Николай Кавалеров, завидовал новому обществу колбасников и мясников, счастливо влившихся в построение нового строя, марширующих в ногу с новой властью и не желающих понимать и принимать чужие страдания не влившихся в их марширующий строй.
В 1929 годy автор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств». По мотивам произведения в 1935 году был снят фильм «Строгий юноша» режиссером Абрамом Роомом. Находившийся под влиянием Олеши молодой писатель Виктор Дмитриев взял себе псевдоним «Николай Кавалеров». «Лишний человек» — писатель-интеллигент Автобиографичен и образ главной героини пьесы «Список благодеяний» актрисы Елены Гончаровой. В 1931 переделанную по указанию цензуры пьесу начал репетировать Вс.
Мейерхольд, однако спектакль вскоре был запрещен. «Список благодеяний» фактически был «списком преступлений» советской власти, в пьесе было выражено отношение автора к окружающей его действительности — к расстрелам, к запрету на частную жизнь и на право высказывать свое мнение, к бессмысленности творчества в стране, где разрушено общество. В дневнике Олеша записал: «Все опровергнуто, и все стало несериозно после того, как ценой нашей молодости, жизни — установлена единственная истина: революция»[1]. В 1930-е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу, в основе которой лежала владевшая им мысль об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «писатель». Попытка выразить это ощущение была сделана Олешей в его речи на Первом съезде советских писателей . Пьеса о нищем не была завершена.
По сохранившимся черновикам режиссер М. Левитин поставил только в 1986 году в московском театре «Эрмитаж» спектакль «Нищий, или Смерть Занда». Ни одно из всех выдающихся произведений Олеши не смогло завоевать в Советской России такой популярности, как «Три толстяка». Его творчество оставалось неизвестно и закрыто для большинства читателей страны. В годы войны Олеша жил в эвакуации в Ашхабаде, затем вернулся в Москву. Обстановка, созданная сталинским режимом в стране и в культуре, оказывала на Олешу заметное угнетающее воздействие.
В 1930-х многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, главные произведения самого Олеши с 1936 г. не печатались и не упоминались официально . Важное место в наследии Олеши занимает книга «Ни дня без строчки. Из записных книжек» . Дополненное издание «Книга прощания» .
Эта книга необычна. Это и автобиография, и размышления автора о себе и о происходящем вокруг. Он начинает с того, что сам рассказывает о возникновении книги: «Книга возникла в результате убеждения автора, что он должен писать… Хоть и не умеет писать так, как пишут остальные».
Он так и объяснял, что должен писать, поскольку он писатель, но именно этого ему и не дают делать. Юрий Олеша щедро и искренне рассказал о себе в своей последней автобиографической книге «Ни дня без строчки». В письме жене он объяснил свое состояние: «Просто та эстетика, которая является существом моего искусства, сейчас не нужна, даже враждебна — не против страны, а против банды установивших другую, подлую, антихудожественную эстетику».
О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы. Последние годы Его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег у него не было, удачливые советские писатели почитали за честь угостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант и невозможность реализации его. Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его.
Его хоронили бы по самой высшей, самой дорогой, категории — не за служение родной коммунистической партии, а за истинный талант писателя. Олеша на это спросил фразой, вошедшей в историю Дома литераторов: нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас? Так было нельзя.
Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года. В искренней и живописной прозе Юрия Олеши можно увидеть эпоху его времени в освещении оригинального, яркого, щедрого дара. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (1 уч.
1 ряд).
Олеша Ю. биография