«…Он слишком хорош для этого мира…» Трагизм жизни и судьбы Андрея Болконского
Нравственные искания каждого из героев романа Толстого «Война и мир» имеют неповторимый индивидуальный рисунок. Но есть и то, что их объединяет, — жизнь заставляет героев постоянно пересматривать свои взгляды. Убеждения, выработанные ранее, на новых этапах нравственного развития подвергаются сомнению и вытесняются другими.
Новый жизненный опыт разрушает веру в то, что не так давно казалось незыблемой истиной. Примером таких нравственных поисков может служить жизнь одного из основных персонажей романа — князя Андрея Болконского. Периоды духовного просветления в жизни этого высокоинтеллектуального героя сменяются периодами скепсиса и разочарования, «пробуксовки» мыслей, душевной смуты. На ранних этапах духовного развития князя Андрея для его внутреннего мира характерно высокомерно-презрительное отчуждение от людей: он пренебрежительно относится к своей жене, тяготится любым столкновением с обыденным и пошлым. Болконский очень честолюбив, он мечтает о славе, подобной славе Наполеона.
Именно поэтому он переживает период всевластия ложной, «наполеоновской», идеи, культ Наполеона на фоне разочарования в светской жизни . Князь Андрей решает отправиться в армию и участвовать в войне 1805 г., где его, он уверен, ожидает «свой Тулон». Однако эта война приносит Болконскому совсем другое — разочарование в своих идеалах, переосмысление жизни, свой роли в этом мире. Герой переживает духовный кризис после ранения под Аустерлицем.
Мечты о славе и даже сам Наполеон, который был для князя Андрея эталоном великого человека, кажутся ему теперь бесконечно малыми величинами по сравнению с «высоким, справедливым и добрым небом «, ставшим для него емким духовным символом. Герой возвращается к себе в имение, где переживает смерть жены и рождение сына. Болконский окончательно разочаровывается в своих индивидуалистических идеалах и решает жить для семьи. Однако это решение не приносит герою счастья — даже взгляд Болконского в это время был «потухшим, мертвым».
И лишь постепенно, под влиянием сначала Пьера, а потом и Наташи Ростовой, своего чувства к ней, герой открывает для себя возможность радоваться жизни, понимает, что раньше бессмысленно хлопотал в «узкой, замкнутой рамке». Мы видим, что в периоды нравственных заблуждений князь Андрей сосредоточивается на ближайших практических задачах, ощущая, что его духовный горизонт резко сужается: «Как будто тот бесконечный удаляющийся свод неба, стоявший прежде над ним, вдруг превратился в низкий, определенный, давивший его свод, в котором все было ясно, но ничего не было вечного и таинственного». Как и другие герои романа, Болконский в важнейшие моменты своей жизни испытывает состояние умиления, духовной просветленности. Так было, например, во время родов его жены или в Мытищах, когда к раненому князю Андрею приходит Наташа.
Напротив, в минуты душевного упадка, герой иронически относится к окружающему. Толстой показывает, что переломы в его мировоззрении — результат столкновения с трагическим и непостижимым , с проявлениями «живой» жизни . Прозрения Болконского кажутся, на первый взгляд, внезапными, однако все они мотивированы тщательным авторским анализом сложнейшей «диалектики» его души.
Новый духовный опыт заставляет князя Андрея пересматривать решения, которые казались ему окончательными и бесповоротными. Так, полюбив Наташу, он забывает о своем намерении никогда не жениться. Разрыв с Наташей и нашествие Наполеона обусловили решение этого героя пойти в действующую армию вопреки тому, что после Аустерлица и смерти жены он дал слово никогда не служить в русской армии, даже «ежели бы Бонапарте стоял… у Смоленска, угрожая Лысым Горам».
Герой проходит сложный духовный путь. Его окончательное нравственное прозрение происходит после ранения под Бородином. Именно там он испытал «восторженную жалость и любовь» к своему поверженному врагу — изуродованному Анатолю, с которым оказался в одной избе. Размышляя о Курагине, князь Андрей пришел к выводу, что самое главное в жизни — то, чему раньше учила его княжна Марья и чего он не понимал: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — … та любовь, которую проповедовал Бог на земле…» Перед смертью Болконский прощает и Наташу.
Важно, что за два дня до кончины он как бы «пробуждается от жизни», испытывая отчужденность от живых людей и их проблем — они кажутся ему незначительными в сравнении с тем важным и таинственным, что его ожидает. Таким образом, Андрей Болконский проходит очень трудный путь духовного развития, который, однако, заканчивается его неестественной смертью. Чем можно это объяснить? Наверное, Андрей был неспособен так слиться с народной, естественной жизнью, как это удалось Безухову.
Герой понял все, что ему было суждено понять в этой жизни, и перешел на новый этап своего с существования — в мир иной.
«…Он слишком хорош для этого мира…» Трагизм жизни и судьбы Андрея Болконского