«Онегин» как энциклопедия
Слова Белинского об «энциклопедии русской жизни», которой, по мысли критика, стал «Онегин», памятны всем. Их продолжают повторять при изучении романа, но для школьников они остаются пустой декларацией. Между тем можно наполнить эту формулу конкретным смыслом, а заодно основательно поработать над пушкинским текстом.
Идею задания подсказали труды В. Н. Турбина. Давайте спросим себя: что такое энциклопедия? Это когда написано про все, и при этом в алфавитном порядке.
Мир, упорядоченный по алфавиту, — вот идея энциклопедии. Если «Онегин» действительно энциклопедия, то в нем должно быть «все». Нам же останется выстроить это «все» от А до Я.
Итак, на одном из первых уроков предложим ученикам выбрать тему, на материале которой они будут составлять свою «Онегинскую энциклопедию», а затем выписать из романа все слова на эту тему и расположить их по алфавиту. Естественно, что нужно дать к этим словам толкования, а также выписать пример-контекст . Весь материал можно представить в виде наглядной таблицы.
Какие могут здесь быть темы? Еда, напитки, предметы одежды, детали интерьера, качества человека, чувства, имена собственные, географические названия, литературные жанры… В ходе выполнения задания ученики «пролопачивают» Роман и убеждаются, что по всем этим и многим другим темам в «Онегине» есть слова от А до Я .
Попутно они узнают их значения, развивая навык работы с комментариями.
Отдельная работа — составить саму энциклопедию. Здесь придется решать лексикографические проблемы , определять границы контекста, отслеживать изменившиеся значения слов.
Но зато как интересно в классе читать полученные работы! С каким удивлением ребята узнают, например, о том, сколько животных упомянуто в «Онегине» . Географическими названиями можно заполнить целую карту, по литературным жанрам — составить настоящий терминологический словарь, а по словам, связанным с едой, — поваренную книгу.
Обязательно кто-то выберет тему нестандартную и тем самым сильнее закрутит нашу энциклопедическую интригу. В этом году у меня в классе отличились два мальчика. Один решил честно выписать все слова, значения которых он не знал.
Получилось больше трехсот. Работал он над энциклопедией долго, зато на уроках был главным консультантом по незнакомым словам. На уроках по «Онегину» он почувствовал вкус к тому, чтобы быть знатоком.
Другой мальчик , склонный к занятиям физикой, собрал в свою энциклопедию все слова, связанные с… акустическими колебаниями. Причем как наличествующими , так и подразумеваемыми . Да мало того что выписал , он еще провел и статистическую работу.
Например, выяснил, что больше всего звуков в первой главе и в пятой , а самая тихая глава — четвертая, деревенская.
Самым употребительным звуковым глаголом, согласно энциклопедии, в «Евгении Онегине» является глагол «петь»: вместе с производными словами он встречается в романе 43 раза. «Так и напрашивается — Поэт поет «, — заключил по этому поводу автор исследования. Чуть-чуть уступает глаголу «петь» глагол «шуметь»: он встречается в романе 35 раз. «Интересно заметить, — пишет Сережа, — что этот звук имеет у Пушкина наибольшее количество оттенков: шум утра, шум занавеса, шум бала, шум дубравный, шумят стада, шум пиров, шумный рой, шум морской, шумящая пучина…» В список частотных звуковых слов входят также «говорить — разговор», «вздыхать — вздох», «звонить — звон», «глас — голос», «шептать — шепот», «бранить — брань».
Скажу честно, что читать такого рода работы очень интересно, много времени на проверку они не отнимают, а польза от них огромна. И может быть, самая главная — такая: текст романа оказывается просеян практически всеми учениками сквозь мелкое сито выбранной ими темы. По нынешним временам, не балующим нас количеством часов на литературу, роскошь почти небывалая.
«Онегин» как энциклопедия