Мир природы в лирике Пастернака
Б. Пастернак — один из самых сложных поэтов рубежа XIX-XX веков. Его произведения отмечены остротой чувства, яркостью образов и метафор, своеобразным видением мира природы. Очень многие воспринимают лирику Б. Пастернака как пейзажную. Однако пейзажа как описания природы, как фона действия в его лирике практически нет. Природа в лирике Б. Пастернака — прежде всего живая. Вся полнота жизни и разнообразие ее проявлений вмещается в клочок природы, который, кажется, способен совершать поступки, чувствовать и мыслить. Уподобление природы человеку достигает у Б. Пастернака такого предела, что пейзаж выступает в роли наставника и нравственного образца. У Б. Пастернака человек определяется через природу. Обычно, до Пастернака, было наоборот: «Роняет лес багряный свой убор» (А. С. Пушкин). УБ. Пастернака же обратный ход мысли:
Ты так же сбрасываешь платье. Как роща сбрасывает листья, Когда ты падаешь в объятья В халате с шелковою кистью.
Через сравнение с природой человек обретает свое место в мире. Повинуясь и уподобляясь природе, он следует голосу жизни. Вместе с тем природа в творчестве Б. Пастернака настолько близка человеку, что, будучи оттеснен и замещен пейзажем, он вновь оживает в нем. Степень очеловеченности мира здесь такова, что пейзаж воспринимается как своеобразная человеческая личность:
И вот ты входишь в березняк. Вы всматриваетесь друг в дружку.
У пейзажей В. Пастернака есть свой нрав, симпатии, излюбленные развлечения — тучи играют в горелки, гром занимается фотографией, а ручьи поют романс. Его пейзажи наделяются даже портретными чертами:
И блестят, блестят, как губы, Не утертые рукою, Лозы ив, и листья дуба, И следы у водопоя.
«Лицо лазури», «лицо руки», «лицо грозы, с себя сорвавшей маску» — таков мир природы, многолюдное и многоликое собрание. Она, по сути, и есть главный герой лирики Б. Пастернака. А поэт — повсюду и нигде. Он — не сторонний взгляд на окружающий мир, а скорее его двойник, становящийся то морем, то лесом. В стихотворении «Плачущий сад», например, обычное сравнение («я как сад») оборачивается равенством («я и есть сад»), иБ. Пастернак одними и теми же словами рассказывает про него и про себя:
Ужасный! — Капнет и вслушается: Все он ли один на свете Мнет ветку в окне, как кружевце. Или есть свидетель… К губам поднесу и прислушаюсь: Все я ли один на свете, Готовый навзрыд при случае, Или есть свидетель.
Это единение с природой, какое-то глубоко личностное, придает стихам Б. Пастернака особую подлинность. Его стихи, посвященные природе, проникнуты пафосом утверждения жизни, обновленным восприятием мира. М. И. Цветаева писала: «В Пастернаке себя не забывают: обретают и себя, и Пастернака, то есть новый взгляд, новый слух. Пастернака нужно всюду носить с собой, как талисман от этих всех, хором орущих».
Мир природы в лирике Пастернака