Описания картины Рембрандта «Фауст»
Оппозиция «свет и тьма, тьма» ведет свое происхождение от простого естественного цикла, который человек наблюдал каждый день, и осмысливал испокон веков, — от суточного изменения дня и ночи, бытие дня и небытие ночи. В плане цвета светлому и темному отвечает пара «белое и черное». В пространственной модели — верх и низ. В категориях морали — добро и зло, жизнь и смерть. Сегодня мы попробуем углубиться в эти категории, опираясь на произведение Гете и живопись «великого голландца» Рембрандта.
Произведения Рембрандта, живописные и графические, разнообразные за сюжетами и глубиной характеристик, составляют одну из вершин европейского и мирового искусства. Они стали своеобразным итогом живописных достижений голландской культуры XVII ст.
Родился Рембрандт в 1606 году в Лейдени в семьи мельника Харменса ван Рейна. Очень рано оказалась у мальчика склонность к живописи. Недолго проучившись в Лейденском университете, молодой Рембрандт целиком отдался искусству. Ради занятий живописью оставляет университет и едет к Амстердаму. В скором времени возвращается в родной город, где начинает самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской. В этот период Рембрандт много учит у самой жизни: он пытливо вглядывается в окружающий мир, наблюдает за мимикой и жестами людей, изучает эффекты освещения.
Любимым средством Рембрандта было применение эффектов светотени, ее нюансов и контрастов, с помощью которых он достигал большой материальности и направлял внимание зрителя на самое главное в композиции картины. Сдержанная золотистая гамма, лаконичный рисунок и мерцания света предоставляли живописной манере Рембрандта специфичности и эмоциональной выразительности.
Именно в лейденский период художник впервые обращается к технике офорт. Офорт — вид гравюры на металле, где углубленные элементы изображения делают способом травления металла кислотами. Для изготовления печатной формы используют медные или цинковые пластинки, полированную поверхность которых укрывают грунтом из асфальта, воска и канифоли и закапчивают восковыми свечками, чтобы получить фон. Рисунок обозначают на грунте иглой к металлу, после этого изображения травят кислотой, а в вытравленные места набивают краску и, пользуясь станком, и печатают на увлажненной бумаге. Стиль офорт возникл в Западной Европе в начале XVI ст.
Рембрандт работал масляными красками, карандашом, пером и кистью, а также совершенно владел техникой офорта. Ему принадлежит около 300 офортов. Они посвящены преимущественно библейской и евангельской тематике, но есть произведения и жанровых сюжетов. Офорт «Фауст» был создан во время творческой зрелости мастера (1652-1653 гг.) по мотивам книги И. Шписа «История о докторе Иоганна Фауста, прославленного волшебника и чернокнижника».
Изображение большого прямоугольного окна в глубине на противоположной черной стене занимает верхнюю правую часть офорту; на первом плане хорошо видно высокую серую фигура прославленного алхимика, дне и ночи погруженного в тайне черной магии.
Фауст, взволнованный, встал из деревянного кресла, ручка которого виднеется в левом нижнем уголку, и оперся обеими руками об край рабочего стола. Алхимик напряженно вглядывается в странное видение, которое возникло в нижней части окна и осияло его пасмурное жилье — сияющий магический диск с расположенными внутри него концентрическими кругами латинскими буквами. Диск горит холодным и ярким пламенем. По правую сторону от него виднеется еще один диск, на этот раз эллиптической формы, извлеченный вверх и вниз. В прозрачном ореоле этих светлых фигур из мрака над столом едва обрисовываются таинственные темные гроздья рук неизвестного существа — вызванного Фаустом духа.
Стол завален книгами и письмами, перед пюпитром, лежит полураскрытая книга ученого доктора, а между нами и столом дело установлено старинный глобус. Видно лишь верхнее полушарие, поскольку нижний край изображения проходит в самый раз по его экватору. Слева, в полутьме кабинета, за Фаустом мы видим срезанную верхним краем офорту свисающую пеструю штору, а за ней, на подъеме — человеческий череп.
На офорте Рембрандта в выражении худого старого лица Фауста — вопросительно и беспокойно. Именно такое расположение духа сопровождает и героя Гете. И подобно большому произведению немецкого художника, эта гравюра также овеяна тайной и озарена дивом. Мы, созерцая ее, проникаемся так же беспокойством и ожиданием, как доктор Фауст. Вдохновенная сосредоточенность ученого, его внутреннее напряжение — продолжительное и беспрерывное. Они поддерживают его бытие.
Гравюра Рембрандта «Фауст» стала чем-то абсолютно новым в мировой графике. И в самом деле, даже для современного зрителя, которого тяжело привести в удивление, этот офорт при его первом рассмотрении сразу становится явлением магической силы. В нем впервые видно самый свет: солнце, которое в других картинах Рембрандта лишь угадывалось, вдруг передвинулось.
Сквозь затемненный фаустовский кабинет проникает свет, оно нас заслепляет. Это интенсивное действие света в 50-е года (время создания офорта) становится главным предметом художественных экспериментов Рембрандта. Художник использует прием иррадиации света (иррадиацией называется увеличение размеров светлых фигур за счет изображения их на темном фоне и наоборот). Благодаря этому Рембрандт еще более усиливает таинственность события, которое служит сюжетом картины. Вместе с тем художник подчеркивает творческую силу вдохновенного человека в ее стремлении проникнуть в тайне Вселенной. Не выходя за границы повседневности, не взлетая в надоблачную высоту и не опускаясь на дно морское, мыслящий герой Рембрандта через таинственные изображения света в своей комнате стремится постичь смысл человеческого бытия.
Кажется, будто свет картины «великого голландца» пророчит рождение через 200 лет литературного шедевру — трагедии Гете «Фауст».
Описания картины Рембрандта «Фауст»