Оптимистические настроения Чехова и их отражение в пьесе «Вишневый сад»
Пьеса начинается с того, что помещица Раневская приезжает в свое имение, которое давно заложено и в случае неуплаты долгов будет продано с аукциона. Но Раневская, как и ее брат Гаев, ничего не предпринимает для спасения имения, прекрасного вишневого сада. Купец Лопахин предлагает разбить сад под участки, отдав их в аренду дачникам. Но Раневская и Гаев отвергают это средство как варварское и пошлое. Разбить сад под участки значило для них попрать традиции дворянской поэзии, отказаться от прошлого, воспоминаниями о котором они живут. Так намечается ведущая линия пьесы, связанная с изображением полной неприспособленности дворянства к условиям новой жизни.
Раневская и Гаев — люди непрактичные, безвольные, живущие не только в долг, но и в другой эпохе. Любовь Андреевна добра, искренна, сентиментальна. Но за этим нет никакого характера. Она плохо разбирается в жизни, часто обманывается в людях. После смерти мужа Раневская полюбила другого человека, но он обобрал ее, бросил, когда же кончились у него деньги, стал звать ее к себе в Париж. Раневская не осознает того, что имеет дело с пройдохой, и тратит на него свои последние средства. Приезд ее из-за границы домой связан с продажей имения. Раневская безразлична к судьбе людей, которые вырастили ее, ее детей. Внутренне она пуста. Все это порождено, как убеждает Чехов, паразитическим образом жизни.
Еще в большей степени паразитизм существования, безволие присущи ее брату, Гаеву, проевшему «состояние… на леденцах». Он не трудился, что наложило разрушительный отпечаток на весь его облик. Глубокие чувства подменяет он фразерством, серьезные интересы — патологической страстью к биллиардной игре. «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики», они «опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая» ‘- так определил сущность бывших хозяев вишневого сада М. Горький. Почва из-под их ног ушла. Они потеряли привилегии, поспешно бросая все, что когда-то составляло основу их благополучия: сад, имение, верного раба Фирса (его «забыли» в заколоченном доме). Так подчеркивается историческая обреченность дворянского класса.
Имение Раневской и Гаева переходит в руки Лопахина, отец и дед которого были крепостными. Став владельцем сада, Лопахин радуется: «Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай… купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете! Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже на кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…» Лопахин помнит обиды и унижения своего сословия, нужду, которую пришлось испытать ему в детстве («зимой босиком бегал»). Однако ни сознание связи с народом, ни положительные личные свойства (у Лопахина «тонкая, нежная душа») не могут изменить хищнической природы предпринимательства, с чем связаны усилия энергичного и умного купца. По его приказу безжалостно вырубается сад, только что покрывшийся молочным цветом. Стук топора, этот неприятный звук воспринимается как предвестие новой человеческой драмы.
Что несет людям предпринимательство, что появится на Месте вырубленного сада? «Настроим мы дач, и наши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь»,- говорит Лопахин. Однако новую жизнь он понимает по-своему: Я весной посеял маку тысячу десятин и теперь заработал сорок тысяч чистого». Вишневый сад также будет употреблен для извлечения дохода. Если принять во внимание художественную многозначность образа сада, олицетворяющего красоту, богатство родины, то не трудно уловить тревогу автора. Он понимает неизбежность развития капиталистических отношений, но господство их считает разрушительным, опасным для человечества и потому недолговечным. «Вот как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается ему на пути, так и ты нужен»,- говорит Лопахину Петр Трофимов. Лопахины «нужны», чтобы поглотить омертвевшие формы дворянской жизни, но будущее за такими, как Трофимов и Аня.
Сын аптекаря, студент-разночинец Трофимов решительно отрицает дворянское прошлое: «Владеть живыми душами — ведь это переродило всех вас… так что… вы… уже не замечаете, что вы живете в долг…» Отвергает Трофимов и капиталистическое предпринимательство. Он Славит труд и призывает к нему: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. (…) надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину». Трофимов понимает, что изменить жизнь нелегко, для этого надо «обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым…». Но он верит в победу добра и призывает идти к «яркой звезде, которая горит там вдали!» Сама фразеология, несколько высокопарная и книжная, свидетельствует о том, что идеалы Трофимова расплывчаты, неопределенны (таким он и задуман автором). Но общий пафос его устремлений отражал действительные настроения демократических масс начала 900-х годов. Россия шла к своему будущему.
Тема будущего, тема весны находит свое воплощение в образе Ани. Аня воспитывалась в барской среде, она дочь Раневской. Однако под влиянием новых людей, таких, как Трофимов, Аня порывает со старой жизнью. Ее захватывает мечта о будущем, счастье, основанном на труде и равенстве. «Мы насадим новый сад, роскошнее этого,- говорит она матери,- ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу… и ты улыбнешься, мама! Пойдем, милая!» Эти слова звучат как призыв к новой жизни. И хотя из пьесы не видно, чем Аня будет заниматься, уйдя из родного «дворянского гнезда», какие она изберет формы борьбы за новую жизнь, зрителю ясно, что к прошлому возврата у нее нет. «Прощай, старая жизнь!»- говорит Аня в заключительной сцене. «Здравствуй, новая жизнь!»- подхватывает Петя. Два восклицания, сливаясь воедино, отражают порыв молодой России к будущему, к счастью.
Таким образом, идейная доминанта «Вишневого сада» связана с призывом к изменению жизни, ее обновлению, с «пророчеством» новой жизни. Отсюда лиризм пьесы, радостный, оптимистический тон ее заключительных аккордов, несмотря на гибель вишневого сада. Впрочем, гибель эта в известной степени условна: под напором капиталистического хищничества уничтожается красота, служившая для немногих. Утвердится новая красота, доступная всем людям, история движется в этом направлении. «Вся Россия наш сад»,- говорит Трофимов, определяя как бы масштаб и характер начавшегося обновления. Сад — это не только символ прошлого («неужели… с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа…»), но и символ будущего, перспектив родины.
Оптимистические настроения Чехова и их отражение в пьесе «Вишневый сад»