Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах
Введение
Принципы гуманизации и гуманитаризации являются определяющими в концепции нашей гимназии. Их реализация находит отражение в поиске новых эффективных технологий обучения. На уроке должны быть созданы те условия, при которых ученик смог бы реализовать себя, свои возможности и способности.
Литература — особый предмет в школьной программе. Влияние ее на развитие личности ребенка огромно. В методике преподавания литературы основное внимание уделялось и уделяется поискам путей литературоведческого анализа. И это проверенная, испытанная на практике методика.
Но каждый учитель литературы творчески осваивает и осмысливает эту традиционную методику. Ничуть не умаляя значения «истоптанных путей анализа», осмелюсь высказать свои суждения о том, что при традиционной методике все-таки недостаточно учитывается логика усвоения текста, логика формирования понятий и суждений, логическая последовательность мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы. Недостаточно изучены особенности восприятия текста учащимися национальных школ, нет единых критериев определения уровней восприятия литературного произведения, читательских умений и навыков.
Исходя из этих предпосылок, я при составлении системы уроков по изучению литературного произведения опиралась на теорию мыслительной деятельности А. И. Леонтьева, который выделяет следующие фазы ее осуществления: Побудительно-мотивационная. Аналитико-синтетическая. Исполнительская.
Рефлексия.
Для меня важна также психологическая концепция поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Согласно этой теории, интеллектуальные действия подчиняются тем же законам, что и практические. Поэтому, решая вопрос об организации мыслительной деятельности на уроке, надо ориентироваться как на сумму действий, обеспечивающих полноценное владение речью, так и на операции, являющиеся опорными для названных действий.
Эти операции П. Я. Гальперин называет «проектом действия», а мы — алгоритмами.
Целью моей работы является создание методической системы, при которой ученик последовательно, логически оправданно усваивал бы художественное произведение, овладел бы необходимыми навыками мыслительной деятельности. Конкретные задачи при этом такие: Построение модели уроков по структуре мыследеятельности, скорректированной нами. Построение системы работы по усвоению способов действий, то есть алгоритмов мыслительной деятельности учащимися.
Рассмотрение критериев оценки уровней восприятия художественного произведения.
1. Модель уроков по структуре мыследеятельности
Восприятие и понимание литературного произведения предполагает особую мыслительную деятельность, объемную аналитико-синтетическую работу. Методический путь анализа — это перечитывание текста. Ведь еще русский критик В. Г. Белинский указывал, что первоначальная «стадия восторга, непосредственного воздействия» сменяется «стадией наслаждения» при повторном чтении, то есть анализе.
Систему уроков по изучению литературного произведения вижу в такой модели:
Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах