• Главная
  • Рубрики
  • Все сочинения
Экзаменационные сочинения > Сочинения по литературе > Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах

 

Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах

Введение

Принципы гуманизации и гуманитаризации являются определяющими в концепции нашей гимназии. Их реализация находит отражение в поиске новых эффективных технологий обучения. На уроке должны быть созданы те условия, при которых ученик смог бы реализовать себя, свои возможности и способности.

Литература — особый предмет в школьной программе. Влияние ее на развитие личности ребенка огромно. В методике преподавания литературы основное внимание уделялось и уделяется поискам путей литературоведческого анализа. И это проверенная, испытанная на практике методика.

Но каждый учитель литературы творчески осваивает и осмысливает эту традиционную методику. Ничуть не умаляя значения «истоптанных путей анализа», осмелюсь высказать свои суждения о том, что при традиционной методике все-таки недостаточно учитывается логика усвоения текста, логика формирования понятий и суждений, логическая последовательность мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы. Недостаточно изучены особенности восприятия текста учащимися национальных школ, нет единых критериев определения уровней восприятия литературного произведения, читательских умений и навыков.

Исходя из этих предпосылок, я при составлении системы уроков по изучению литературного произведения опиралась на теорию мыслительной деятельности А. И. Леонтьева, который выделяет следующие фазы ее осуществления: Побудительно-мотивационная. Аналитико-синтетическая. Исполнительская.

Рефлексия.

Для меня важна также психологическая концепция поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Согласно этой теории, интеллектуальные действия подчиняются тем же законам, что и практические. Поэтому, решая вопрос об организации мыслительной деятельности на уроке, надо ориентироваться как на сумму действий, обеспечивающих полноценное владение речью, так и на операции, являющиеся опорными для названных действий.

Эти операции П. Я. Гальперин называет «проектом действия», а мы — алгоритмами.

Целью моей работы является создание методической системы, при которой ученик последовательно, логически оправданно усваивал бы художественное произведение, овладел бы необходимыми навыками мыслительной деятельности. Конкретные задачи при этом такие: Построение модели уроков по структуре мыследеятельности, скорректированной нами. Построение системы работы по усвоению способов действий, то есть алгоритмов мыслительной деятельности учащимися.

Рассмотрение критериев оценки уровней восприятия художественного произведения.

1. Модель уроков по структуре мыследеятельности

Восприятие и понимание литературного произведения предполагает особую мыслительную деятельность, объемную аналитико-синтетическую работу. Методический путь анализа — это перечитывание текста. Ведь еще русский критик В. Г. Белинский указывал, что первоначальная «стадия восторга, непосредственного воздействия» сменяется «стадией наслаждения» при повторном чтении, то есть анализе.

Систему уроков по изучению литературного произведения вижу в такой модели:



Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах

Другие сочинения по теме:

  1. Рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в специальных (коррекционных) школах VII вида I. Основа активности учебно-познавательной деятельности: — адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям; — стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся;...
  2. Активизация творческой деятельности учащихся на уроках физики Активность личности в том или ином виде деятельности рассматривается как важнейшая черта человека, способность изменять окружающую действительность, проявление усилия, напряжения...
  3. Считалки на уроках французского языка в младших классах THEME «Salutations. Presentations» BONJOUR NADINE Bonjour, Nadine Comment ça va? Merci, Catherine Comme ci, comme ça. MARIE ET REMI Bonjour...
  4. Обзорные разделы по литературе в 9-11 классах Особенные задания выполняют обзорные разделы программы для 11 класса. По своему содержанию и назначениям они набирают разного характера: вступительный раздел...
  5. Логические схемы и конспекты на уроках зарубежной литературы С развитием компьютеризации, телевидение общество теряет читателя художественной литературы. Современная молодежь отдает предпочтение Интернету, видеофильмам , а классическая литература ,...
  6. Понимание «чужих» слов на уроках литературы Современная жизнь детей, проживающих в Украине, России и за рубежом, несмотря на все национальные, этнические и прочие различия, имеет много...
  7. Об особенностях уроков литературного чтения во 2 классе В настоящее время в начальной школе реализуется один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника — «Литературное чтение». Содержание...
  8. Теория литературы — область научного знания о сущности, специфике художественной литературы как искусства слова Глубокое постижение учителем содержания определения литературоведения подтвердит необходимость введения этой науки в круг важнейших наук, которые выполняют методологические функции относительно...
  9. Д. Хармс на уроках литературы (конспект для сочинения) Думал ли, знал ли Даниил Хармс, писавший, творивший, разыгрывавший из себя нечто, эпатировавший публику в 20-30-е гг. нашего столетия, что...
  10. О занятиях по литературе в IV-V классах Одна из самых важных задач занятий по литературе в IV-V классах — обучение детей речевым умениям. Главная основа развития речи...
  11. Понятие теории литературы в программе обучения При необходимости, предопределенной изучением основного материала, и в меру нагромождения конкретных наблюдений, понятий, фактов, программа обязывает формировать знание из теории...
  12. Короткие сведения с теории литературы Наука о художественной литературе — литературоведение — состоит из трех основных областей: истории литературы, литературной критики, теории литературы. История литературы...
  13. Теория литературы: Что такое изложение? Изложение — традиционный для школы вид письменной работы, способствующий совершенствованию речевых навыков и практических умений учащихся, необходимых для свободного владения...
  14. Педагогический проект в ДОУ. Формирование познавательных способностей у старших дошкольников Педагогическийпроект «Формирование познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования»На современном этапе в дошкольном образовании стали укрепляться новые тенденции,...
  15. Как научиться писать сочинения в 11 и 12 классах На уроках развития связной речи старшеклассникам предлагается научиться писать сочинения, более сложные, чем в предыдущих классах, за жанрами и видами....
  16. Формирование основ логического мышления у старших дошкольников (из опыта работы) Учитывая особенности формирования и развития образно-логического мышления, как одного из компонентов логического мышления в старшем дошкольном возрасте мною было разработано...
  17. Организация сюжета в жанре волшебной сказки Мотивы в сюжете не могут располагаться произвольно, они соединяются в определенном порядке: один вытекает из другого и предсказывает появление третьего....
  18. Исследование критической деятельности Белинского Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) придал критике журнальный, публицистический характер, превратил ее в орудие борьбы за революционно-демократические идеалы. Многие писатели и...
  19. Объединение кружков рабочей литературы. Союз писателей Германии Объединение кружков рабочей литературы включает в себя рабочих и служащих, которые в городских «мастерских» вместе с писателями и журналистами средствами...
  20. Активатизация познавательной деятельности учащихся Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить , ее надо понять!...
« Эраст — характеристика персонажа
Новаторство сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина »



  • Новые сочинения:

    • Урок розвитку усного зв’язного мовлення. 5 клас
    • Сочинение Творческий путь писателя — Александр Иванович Куприн
    • Сочинение на тему Все профессии Важны
    • Обрыв краткое содержание
    • Літературна творчість Лермонтова в період юності
    • О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
    • В. Быков «Сотников»
    • Сочинение по повести Куприна «Олеся»
    • А я вам говорю, что нет
    • Сочинение на тему Мой любимый фильм
Обратная связь | Карта сайта


© 2009-2019 | Экзаменационные сочинения