Орша романтический герой
В научной литературе существует тенденция некоей идеализации Орши. Его жестокость толкуется как следствие верности обычаям, традиции, как своя правда, противостоящая правде Арсения. Думаю, что подобный взгляд противоречит тексту поэмы, поведению Орши, замыслу поэта.
Но ему чужды гуманные чувства. У него есть дочь. Она живет с отцом в старом доме, который украшен им: Покои темные кругом Уставил златом и сребром, Икону в ризе дорогой В алмазах, в жемчуге, с резьбой Повесил в каждом он углу, И запестрелись на полу Узоры шелковых ковров. Но лучше царских всех даров Был божий дар — младая дочь, Об ней он думал день и ночь, В его глазах она росла Свежа, невинна, весела, Цветок грядущего святой, Былого памятник живой!
Дочь ему дорога, но беспримерно — ни разу он не назвал, не определил свое чувство. В стихах, посвященных Орше, нет слова «любовь». Она неведома ему. Оттого поэт, раскрывая духовный мир героя, смотрит на мир, на все явления жизни его глазами. Орше дорог его дом, его богатство, иконы в алмазах и жемчуге, шелковые ковры и… лучше всех царских даров «божий дар» — его дочь. Убийственно это восприятие дочери в ряду вещей. И это не случайно — дочь для него не самостоятельная личность, не дорогой ему человек со своим духовным миром, мечтами, желаниями. Нет, она лишь «Былого памятник живой! Так среди развалин иногда Растет береза: молода, Мила над плитами гробов…».
Арсений для Орши — «раб, найденыш»; застав его с дочерью, он приказывает связать «преступника». С дочерью он еще более жесток. Приняв роковое решение погубить дочь, он слова ей не сказал, только «кинул злобный взгляд». Испепеляющая ненависть была в его глазах, мучительным, ужасным криком отозвалась дочь на этот взгляд, упала «как труп бездушный» на цветной ковер. Отец захлопнул дверь, запер ее и ключ выбросил в реку. Такова месть оскорбленного самолюбия. Впервые Лермонтов показывает романтического героя в его бесчеловечном неистовстве. Он присваивает себе право обвинять, судить, выносить смертный приговор другому человеку и лично приводит его в исполнение.
Именно в этой поэме Лермонтов наконец постигает причину бесчеловечия «угрюмого властелина», плененного «самовластьем»,- эгоизм! Эгоизм — вот страшная философия поведения романтического героя. Она несет бедствие людям. Многолетние опыты Лермонтова в жанре романтической поэмы дали плоды — истина была найдена. Образ Орши подсказал образ Арбенина. Эгоизм и определил всю жизнь Арбенина, он сделал романтического героя палачом и убийцей.
Эгоизм Орши раскрывает страшные бездны души человека. Он извратил естественное родительское чувство к дочери. Он не только осудил ее на смерть, но избрал чудовищный по жестокости метод убийства — запертая у себя, она была обречена на долгое, мучительное умирание. Смертельно раненный в сражении Орша, увидев ненавистного Арсения, так отвечает на его вопрос «где отыщу я дочь твою?»:
«Скачи скорей в мой старый дом, Там дочь моя; ни ночь, ни днем Не ест, не спит, все ждет да ждет, Покуда милый не придет! Спеши…»
Орша нагло обманывает Арсения, издевается над ним, посылая его к истлевшему праху дочери. В такой дикой форме проявляется месть романтического героя своему врагу. Изуверством оказывается эта месть.
Подведем итоги. Поиски Лермонтовым истины, ответов на волнующие его вопросы завершились победой. Можно было начинать новый путь, отправляться в будущее. Первым произведением, открывшим наконец литературе и обществу Лермонтова-писателя, был, как я уже упоминал, «Маскарад». Но не только новая драма была подготовлена ранним творчеством — оно по-своему предопределяло многие произведения зрелого периода. Предопределяло потому, что помогало отказываться от ложных романтических идеалов и — шире — способствовало высвобождению от власти романтического мировоззрения. Наконец, еще и потому предопределяло, что давало возможность опираться на собственные важные открытия. В этом одно из объяснений «загадки», почему и позже Лермонтов не печатал своих ранних произведений,- он возвращался к ним. Использовал их, черпал то, что было необходимо ему в новых условиях, давая новую жизнь тому, что в свое время было завоевано.
Главным, конечно, было обнаружение эгоизма как основы философии жизни романтического героя. Открытия, осуществленные в результате художественных исканий, в процессе работы над романтическими поэмами (о чем говорилось выше), проверялись авторитетом Пушкина. Первые годы петербургской жизни (1832-1835) характерны принципиальной переакцентировкой интереса к Пушкину: теперь Лермонтова привлекают и волнуют не романтические, но реалистические произведения. С «пристрастием» читается и изучается роман «Евгений Онегин», привлекают внимание петербургская повесть «Пиковая дама» и драматическая сцена «Моцарт и Сальери».
Важную роль в самоопределении Лермонтова сыграла поэма Пушкина «Цыганы». Несомненно, привлекало и ее эстетическое своеобразие: по своей структуре, по любовному конфликту, по раскрытию убеждений романтического героя как истинного гяура — это была романтическая поэма байроновского типа. И в то же время писалась она Пушкиным-реалистом. Именно с реалистических позиций и оказалось возможным понять и художественно раскрыть эгоистическую природу верований и Алеко, и романтического героя вообще.
Орша романтический герой