Осенние песни Поля Верлена
Плачется в моем сердце, как идет дождь над листом. Осень… Вся природа скорбит… желтеют на деревьях листья, отцветают цветы, пустеют поля, льет дождь…
Эти печальные пейзажи осени всегда сопровождали творчество Поля Верлена, аккомпанировали его чувствам и мировоззрению. Поэтому, для того чтобы понять поэзию автора, необходимо понять его душу. Ибо поэзия Верлена — это история его души, зеркало его настроений и переживаний. В одном сонете Верлен писал: «… моя душа родилась для ужасных катастроф». Это пророчество поэта потом подтвердилось его жизнью, в которой были и бракосочетания, и порыв к борьбе за политическую свободу, и трагическая дружба с Артюром Рембо, и годы заключения, и поиски Бога, и падения на дно парижской богемы.
Личные переживания автора во многом переплетались с эпохальными проблемами, собственные катастрофы — с катастрофами эпохи.
Поэт — это человек, который чрезвычайно тонко и глубоко все чувствует, человек, стремящийся к красоте и гармонии — гармонии мира, гармонии человеческих отношений. Именно поэтому любое отступление от этой гармонии сопровождают зло и жестокость, несправедливость и фальшь. Они больно впечатляют сердца художников и рожают стихи: у одних — гневные и тревожные, а у других — полные отчаяния и тоски. Именно к последним принадлежит Поль Верлен.
Эта боль души и порождает образ «осеннего сердца», со струн которого доносятся печальные осенние песни.
На формирование личности Верлена повлияла книга Шарля Бодлера «Цветы зла», направленная против жестокого общества. Она наполнила сердце поэта мрачными, трагическими мелодиями, развеяла юношеские иллюзии и романтические мечты. Название первого сборника «Сатурничные песни» была заимствованной из стихотворения Бодлера «Эпиграф к осужденной книге». Согласно представлениям астрологов, Сатурн — мрачная, печальная планета, и Верлен причислил себя к людям, рожденных под ней, которые не имеют счастье в жизни.
Первый раздел сборника «Сатурничные песни» называется «Меланхолия». Это название говорит само за себя. Меланхолия — болезненно подавленное состояние.
А угнетала поэта именно дисгармония окружающего мира. И за апатией Верлена мы чувствуем, как писал Максим Горький, «боль чуткой и нежной души, которая стремится к чистоте, ищет Бога и не находит, хотя любить людей и не может».
Настроение осеннего уныния и безнадежности воспроизведено в одном из стихотворений этого сборника «Осенняя песня»:
Негромкие томные песни струн осенних
Сердце тебе топят в печали, в плаче.
В этом небольшом произведении одновременно и осенний пейзаж, и «пейзаж души» поэта. Будто «пожелтевший листок» осеннего листопада, трепещет грусть Верлена. Между «природой и душой» и «душой и вещами» в стихах поэта существуют относительная тождественность. Это важная особенность его лирики.
Соответствие, сходство состояний души и природы свойственны также для творчества Бодлера, но Верлен чувствовал ее интуитивно, потому органично ввел ее в свою поэзию. Вслед за ним этот прием использовали французские, а затем — украинские символисты. Но самым характерным признаком поэзии Верлена является ее мелодичность, удивительное сочетание звуков и чувств. Именно у него будут учиться символисты музыкальности, которая для него была естественной:
Куда иду в даль бледную,
С гор в долину,
Как желтел лист
Под ветра свист —
В неизвестность лечу.
Любая поэтическая душа является загадкой, как для современников любого поэта, так и для потомков. Поэтому мы лишь приблизились к пониманию души, которая так стремилась к земной гармонии и, не находя ее в окружающем мире, страдала и плакала от боли, напоминая плач скрипки, смычком которой была судьба поэта, срывала с ее струн печальные осенние песни…
Осенние песни Поля Верлена